Роботы на страже Байкала

20.03.2019

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

1.     Наименование проекта: Роботы на страже Байкала

2.     Сроки реализации проекта: март 2019 г. – июнь 2021 г.

3.     Цели и задачи проекта:

Цель проекта: Создание посредством мобильной лаборатории и сетевого взаимодействия условий для конструирования учащимися роботов, способных выполнять мониторинг природоохранной зоны озера Байкал.

Задачи проекта:

1. Создание материально-технической базы для развития инновационного направления технического творчества – робототехники;

2. Организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями Баргузинского района (дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования, социально-реабилитационные) по реализации программ дополнительного образования по направлению «Робототехника»;

3. Подготовка педагогических кадров для организации школьных курсов, кружков и объединений по программам дополнительного образования детей по направлению «Робототехника»;

4. Создание детских кружков и объединений по программам дополнительного образования научно-технической направленности по направлению «Робототехника»;

5. Организация взаимодействия со структурами, занимающимися охраной природных ресурсов природоохранной зоны озера Байкал.

4.     Соответствие целям, задачам и направлениям Концепции развития дополнительного образования детей, национального проекта «Образование»

Проект базируется на:

- системе сетевого партнерства с образовательными учреждениями разных типов, иными организациями Баргузинского района и Республики Бурятия;

- принципах реализации государственной программы "Доступная среда" и федерального проекта «Успех каждого ребенка»;

- доступности обучения в Мобильной лаборатории по робототехнике всех целевых аудиторий Проекта на всей территории Баргузинского района;

- разработке новых методических решений дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника» при современном техническом обеспечении образовательного процесса.

5.     Целевые индикаторы и эффекты:

Наименование индикатора, ед. измерения

2019

2020

1. Число образовательных учреждений – участников сетевого взаимодействия в рамках проекта, (кол-во)

3

18

2. Число педагогов, прошедших курсы подготовки и переподготовки в рамках реализации проекта

4

25

3. Количество детских объединений по направлению «Робототехника»

3

18

4. Количество сторонних организаций, вовлеченных в осуществление проекта

1

6

5. Количество организаций-спонсоров, готовых содействовать дальнейшей реализации проекта

0

2

 

Наименование эффекта

Описание эффекта (2019-2020 гг.)

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений Баргузинского района в рамках реализации Комплексной дополнительной образовательной программы

Будет разработан и сформирован набор соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия: общеобразовательные учреждения (включая малочисленные), Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный», центр дополнительного образования «Подлеморье».

Мобильная лаборатория

Наличие Мобильной лаборатории позволит систематически осуществлять следующие сетевые мероприятия:

- ознакомительные мотивационные занятия в каждом субъекте сетевого взаимодействия.

- учебно-тренировочные сборы для детей и педагогов – во время каникул.

- мониторинговые выезды – 2 раза в год. - соревнования, олимпиады среди обучающихся – ежеквартально.

- мастер-классы для педагогов, семинары – не менее 4 в год.

- открытые занятия с привлечением детей из школ-партнеров – 2 раза в год.

Сотрудничество с природоохранными предприятиями и учреждениями различного профиля

В ходе реализации проекта ежегодно будет создаваться не менее 5 дронов. Экологическая направленность образовательного процесса подчеркнет социальную значимость творчества детей. Желание сохранить экосистему малой родины будет способствовать дополнительной мотивации обучающихся.

 

6.     Краткая концепция проекта:

а) актуальность проекта определяется следующими факторами:

В настоящее время актуальным становится образование с фокусом на практико-ориентированное обучение, а социальный заказ диктует его техническую направленность. Робототехника является перспективной отраслью современного образования и производства: в равной мере интересно и взрослым, и детям разных возрастов; в увлекательной форме демонстрирует возможности моделирования и конструирования технических объектов, развивает инженерное мышление с раннего возраста. Самое важное - привлекает детей и подростков в сферу технического творчества, а молодежь ориентирует на выбор инженерно-технических профессий.

На сегодняшний день обучение основам робототехники в Баргузинском районе осуществляется всего лишь в 2 учреждениях дополнительного образования: МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» и Центр дополнительного образования «Подлеморье», расположенных в самых крупных населенных пунктах района. При этом, Дом творчества в Баргузине располагает всего 2 комплектами для лего-конструирования, купленными на средства спонсоров и родителей. Общая численность детей, занимающихся конструирование роботов, составляет всего 30 человек.

Основные причины, которые мы видим:

- отсутствие необходимой материально-технической базы в образовательных учреждениях, так как нет возможности приобрести образовательные наборы Lego и Arduino;

- отсутствие квалифицированных педагогов, способных грамотно включить эти наборы в образовательный процесс. При этом надо учитывать, что подготовка специалистов требует определенных временных и материальных затрат,

- отсутствие возможности заниматься робототехникой детям по причинам: высокой стоимости комплектов робототехники, низкого уровня дохода семьи, отсутствие объединения «робототехники» в школе и в селе, детям с ограниченными возможностями здоровья.

В то же время, содержательная составляющая имеющихся программ по робототехнике имеет малую практическую направленность конструируемых роботов и устройств. Чаще всего, проекты обучающихся ориентированы на игровые и соревновательные результаты.

Поэтому, актуальность нашего проекта мы видим в следующем:

Организация сетевого взаимодействия Дома творчества и образовательных учреждений Баргузинского района будет способствовать доступности и успешному обучению основам робототехники для одаренных детей из любой школы района, включая малочисленные. При этом немаловажным фактором является предоставление возможности детям из малообеспеченных семей, детям с ограниченными возможностями здоровья. Особое место отводится в проекте обучающимся из Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный» (бывший Баргузинский Детский дом).

Наличие Мобильной лаборатории позволит организовать образовательную деятельность (курсы для педагогов, ознакомительные мотивационные занятия, мониторинговые выезды и пр.) во всех субъектах сетевого взаимодействия. А также создаст возможность для развития коммуникационных составляющих проекта (обмен опытом, соревнования, совместные проекты детей и педагогов и др.).

Экологическая составляющая проекта обусловлена участившимися в последнее время случаями лесных, степных пожаров по вине человека, случаями браконьерства на реках и озерах Байкальского региона, озере Байкал. Специалисты Баргузинского заповедника и Байкальского национального парка, работники лесной охраны, рыбной охраны нуждаются в современных роботизированных и автоматизированных устройствах, способных осуществлять мониторинги лесов, лесных пожаров, незаконных вырубок, нерестовой ситуации, браконьерства и пр. А также в различных контрольных и автоматизированных приборах, способных вести замеры, производить пробы воды, воздуха, почвы без активного участия человека, в отдаленных и труднодоступных местах.

б) новизна, инновационность проекта

Организация работы с использованием конструктора Lego MindStorms EV3  и платформы Arduino в образовательном учреждении – это:

• внедрение современных научно-практических технологий в учебный процесс;

• содействие развитию детского научно-технического творчества;

• популяризация профессии инженера и достижений в области робототехники;

• расширение коммуникативных связей.

Создание комплексной дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника» позволит разработать и внедрить в образовательные процессы школ и учреждений дополнительного образования дидактические и методические материалы, адаптированные как к специфике ОУ, так и к индивидуальным особенностям каждого обучающегося. При этом педагоги, вовлеченные в реализацию этой программы, пройдя обучающие курсы и курсы переподготовки, в дальнейшем могут корректировать траектории сотрудничества.

В качестве прикладной науки, робототехника может быть не только интегрирована в учебный процесс образовательного учреждения, но и в полной мере использована в дополнительном образовании. Опираясь на такие научные дисциплины, как информатика, математика, физика, электроника − робототехника активизирует развитие учебно-познавательной компетентности учащихся, помогает развивать техническое творчество детей. Метод знакомства с робототехникой через творческие и технические проекты позволяет не только выявить из большого числа учащихся самых увлеченных и работоспособных, но и создать необходимые условия и мотивацию для овладения каждым ребенком методологией творческой деятельности.

Построение образовательной линии «Конструктор Lego MindStorms EV3 – платформа Arduino» опирается на системно-деятельностный подход, предполагающий:

• развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, 

• формирование среды развития обучающихся, соответствующей целям общего образования,

• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся,

 • разнообразие индивидуального развития каждого ребенка.

При этом основной упор при создании моделей и роботизированных устройств будет сделан на современных, высокотехнологичных и конкурентоспособных конструкциях, востребованных специалистами.

Возможность применить полученные знания на практике, увидеть реальные результаты своей деятельности, почувствовать пользу своего труда и полезность своих изделий-роботов позволит обучающимся не только добиваться успешности, но и обретать уверенность в значимости себя как личности для своей малой родины.  Даже при отсутствии производственных масштабов роботизированных устройств, созданных обучающимися, будут созданы предпосылки для постепенного увеличения масштабов сотрудничества с организациями и подразделениями, специализирующимися на охране лесов, рек и водоемов, промышленных и сельскохозяйственных территорий Баргузинского района.

в) масштабируемость проекта, его влияние на развитие системы дополнительного образования в пределах субъекта Российской Федерации или группы субъектов Российской Федерации или всей страны

Проект «Роботы на страже Байкала» будет интересен как соседним регионам (Иркутская область, Забайкальский край), так и другим регионам Российской Федерации, в которых рассматриваемые проблемы решаются предложенными нами способами.

Комплексная дополнительная образовательная программа «Робототехника», разработанная в ходе реализации этого проекта, может быть адаптирована для любого образовательного учреждения или сообщества, в первую очередь для учреждений дополнительного образования.

Подробный анализ выполнения данного проекта, его итоги, дальнейшее развитие будут оформлены в виде брошюр и сборников, растиражированы и представлены на конференциях и совещаниях различного уровня и профиля. Результаты проекта будут освещаться на сайтах Дома творчества, Управления образования, школ-участниц проекта.

г) ожидаемые результаты и социальные эффекты от реализации проекта

1. Увеличение количества школьников, занимающихся техническим творчеством (робототехникой) с 30 до 500 человек.

2. Положительная динамика индивидуального развития воспитанников, занимающихся техническим творчеством (творческая направленность личности, опыт творческой деятельности, способность к самореализации и профессиональному самоопределению).

3. Положительная динамика профессионального мастерства педагогов (психолого-педагогическая и методическая компетентность, овладение новыми педагогическими и информационными технологиями, умение анализировать и обобщать свой опыт). Увеличение доли педагогов образовательных учреждений-партнеров, прошедших курсовую подготовку, до 85%.

4. Повышение удовлетворенности предоставляемыми услугами в области дополнительного образования, определяемое анкетированием детей и родителей.

5. Оснащение ведомств и структур, задействованных в природоохранных мероприятиях озера Байкал, современным и конкурентоспособным оборудованием.

7.     Календарный план реализации проекта (поэтапный) с указанием результатов каждого этапа

Наименование этапа, мероприятий

Сроки начала и окончания

Результат (с указанием количественных и качественных показателей)

I. Подготовительный (март 2019 г. – сентябрь 2019 г.)

1.1 Анализ социального заказа со стороны обучающихся, родителей (законных представителей), администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений разных типов на дополнительные общеобразовательные программы «Робототехника»;

Март 2019 г.

1. Анкетирование обучающихся, родителей (законных представителей), администрации образовательных учреждений разных типов

2. Интерактивный социальный опрос обучающихся, родителей (законных представителей), администрации образовательных учреждений разных типов.

1.2 Создание комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Робототехника», адресованной учащимся 1-11 классов;

Апрель – май 2019 г.

Разработка дидактических и методических материалов, анализ литературы и интернет ресурсов, разработка конспектов занятий, презентаций, системы зачетных заданий и тестов.

1.3 Подготовка технического (включая программное) обеспечения образовательного процесса;

По мере поступления средств

1. Приобретение оборудования и программного обеспечения;

2. Приобретение автомобиля для Мобильной лаборатории

1.4 Констатирующий мониторинг (обучающихся, педагогов, программно-методического и технического обеспечения).

Сентябрь 2019 г.Хочу такой сайт

1. Анкетирование обучающихся и педагогов

2. Мониторинг имеющегося программно-методического и технического обеспечения

II. Основной (формирующий) (октябрь 2019 г. – май 2021 г.)

2.1 Реализация направлений деятельности Проекта в соответствии с поставленными задачами;

Октябрь-ноябрь 2019 г.

1. Создание комплекса дополнительных общеобразовательных программ, адресованных учащимся 1-11 классов и методического сопровождения к ним;

2. Выявление и продвижение талантливых детей, подростков и молодежи;

3. Ознакомление детей и подростков с ограниченными возможностями с образовательной робототехникой и выявление одаренных обучающихся в рамках реализации государственной программы "Доступная среда";

4. Разработка и создание обучающимися технических моделей и проектов, имеющих практическую значимость (дроны, оборудование для контроля и мониторинга, устройства наблюдения).

2.2 Создание системы сетевого партнерства: внедрение новых форм сотрудничества, поиск новых партнеров;

Октябрь-ноябрь 2019 г.

1. Поиск общих точек взаимодействия образовательных организаций разных типов

2. Привлечение спонсоров для модернизации материально-технической базы

2.3 Повышение квалификации педагогов, работающих в области образовательной робототехники;

Октябрь 2019 г. -декабрь 2020 г.

1. Участие в учебно-тренировочных сборах по робототехнике.

2. Прохождение курсов повышения квалификации педагогов в разных формах.

3. Участие руководителей кружков и объединений в вебинарах.

4. Участие педагогов в системе корпоративного обучения.

2.4 Апробация и корректировка комплексной общеобразовательной программы «Робототехника»;

Октябрь 2019 г.

Внедрение комплексной общеобразовательной программы «Робототехники» в образовательный процесс всех участников проекта

2.5 Совершенствование технического (включая программное) обеспечения образовательного процесса;

Январь 2019 г.

Дополнительное приобретение нового оборудования и программного обеспечения с привлечением спонсоров

2.6 Текущий мониторинг показателей ожидаемых результатов;

Октябрь 2019 г. – май 2021 г.

1. Анкетирование обучающихся, педагогов, родителей.

2. Промежуточная аттестация обучающихся.

3. Мониторинг результатов участия в робототехнических мероприятиях разных уровней.

4. Мониторинг системы сетевого партнерства.

5. Мониторинг участия в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями.

2.7 Коррекция планов мероприятий в рамках Проекта.

Май 2021 г.

Коррекция планов мероприятий в соответствии с текущим моментом

III. Контрольный (июнь 2021 г.)

3.1 Контрольный мониторинг ожидаемых результатов реализации Проекта;

Июнь 2021 г.

1. Анкетирование обучающихся, педагогов, родителей..

2. Итоговая аттестация обучающихся

3. Мониторинг результатов участия в робототехнических мероприятиях разных уровней

4. Мониторинг системы сетевого партнерства.

5. Мониторинг участия в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями.

3.2 Анализ итогов реализации Проекта;

Июнь 2021 г.

Мониторинг внедрения образовательной робототехники в учебный процесс сетевых партнеров.

3.3 Выработка перспективных направлений деятельности в контексте Проекта.

Июнь 2021 г.

1. Новые направления сетевого партнерства.

2. Определение траектории развития мобильной лаборатории по робототехнике.

 

8.     Финансовый план проекта (перечень и указание количества)

 

Источник

2019

2020

2021-2026

ИТОГО

ИТОГО

4 000 000

-

-

4 000 000

Федеральный бюджет (средства гранта)

2 000 000

-

-

2 000 000

Средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

1 200 000

-

-

1 200 000

Внебюджетные средства:

800 000

-

-

800 000

в том числе

       

собственные средства организации

800 000

-

-

800 000

привлеченные средства иных юридических и физических лиц

-

-

-

-

 

9.     Перспективы развития и распространения проекта

а) устойчивость проекта

Проект предполагает высокую устойчивость в связи со своей эффективностью, востребованностью и незначительными последующими финансовыми затратами при всех возможных сценариях. Допустимые риски устраняемы мерами, предусмотренными проектом.

Проект предполагает неограниченный срок реализации.

б) распространяемые (транслируемые) результаты проекта

- Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника», разработанная в ходе реализации этого проекта, может быть адаптирована для любого образовательного учреждения или сообщества, в первую очередь для учреждений дополнительного образования.

- Техническая документация, схемы, чертежи и описание готовых образцов робототехнических устройств, предназначенных для мониторинга лесов, лесных пожаров, незаконных вырубок, нерестовой ситуации, браконьерства и пр. А также различных контрольных и автоматизированных приборов, способных вести замеры, производить пробы без активного участия человека.

в) уровень распространения результатов проекта

- районный;

- региональный (Республика Бурятия);

- межрегиональный (Иркутская область и Забайкальский край);

- всероссийский;

- международный (Монголия).

При этом рассматривается перспектива получения патентов на изобретения и запуск изделий в промышленном масштабе.

 г) формы и каналы распространения проекта

- Педагогические совещания, конференции,

- Публикации с подробным анализом выполнения данного проекта, его итогами, перспективами дальнейшего развития в виде брошюр и сборников.

- Результаты проекта будут освещаться на сайтах Дома творчества, Управления образования, школ-участниц проекта.

5. Описание проекта (концепция проекта).docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».