20.03.2019
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Наименование проекта: Роботы
на страже Байкала
2. Сроки реализации проекта: март
2019 г. – июнь 2021 г.
3. Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Создание посредством
мобильной лаборатории и сетевого взаимодействия условий для конструирования
учащимися роботов, способных выполнять мониторинг природоохранной зоны озера Байкал.
Задачи
проекта:
1.
Создание материально-технической базы для развития инновационного направления
технического творчества – робототехники;
2.
Организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями
Баргузинского района (дошкольные, общеобразовательные, дополнительного
образования, социально-реабилитационные) по реализации программ дополнительного
образования по направлению «Робототехника»;
3.
Подготовка педагогических кадров для организации школьных курсов, кружков и
объединений по программам дополнительного образования детей по направлению «Робототехника»;
4.
Создание детских кружков и объединений по программам дополнительного
образования научно-технической направленности по направлению «Робототехника»;
5.
Организация взаимодействия со структурами, занимающимися охраной природных
ресурсов природоохранной зоны озера Байкал.
4.
Соответствие
целям, задачам и направлениям Концепции развития дополнительного образования
детей, национального проекта «Образование»
Проект
базируется на:
-
системе сетевого партнерства с образовательными учреждениями разных типов,
иными организациями Баргузинского района и Республики Бурятия;
-
принципах реализации государственной программы "Доступная среда" и
федерального проекта «Успех каждого ребенка»;
-
доступности обучения в Мобильной лаборатории по робототехнике всех целевых
аудиторий Проекта на всей территории Баргузинского района;
-
разработке новых методических решений дополнительной общеразвивающей программы
«Робототехника» при современном техническом обеспечении образовательного
процесса.
5. Целевые индикаторы и эффекты:
Наименование
индикатора, ед. измерения |
2019 |
2020 |
1. Число
образовательных учреждений – участников сетевого взаимодействия в рамках
проекта, (кол-во) |
3 |
18 |
2. Число педагогов,
прошедших курсы подготовки и переподготовки в рамках реализации проекта |
4 |
25 |
3. Количество детских
объединений по направлению «Робототехника» |
3 |
18 |
4. Количество сторонних
организаций, вовлеченных в осуществление проекта |
1 |
6 |
5. Количество
организаций-спонсоров, готовых содействовать дальнейшей реализации проекта |
0 |
2 |
Наименование
эффекта |
Описание
эффекта (2019-2020 гг.) |
Сетевое
взаимодействие образовательных учреждений Баргузинского района в рамках
реализации Комплексной дополнительной образовательной программы |
Будет
разработан и сформирован набор соглашений, договоров, положений о проведении
сетевых работ участниками сетевого взаимодействия: общеобразовательные
учреждения (включая малочисленные), Центр помощи детям, оставшимся без
попечения родителей «Звездный», центр дополнительного образования
«Подлеморье». |
Мобильная лаборатория |
Наличие
Мобильной лаборатории позволит систематически осуществлять следующие сетевые мероприятия: -
ознакомительные мотивационные занятия в каждом субъекте сетевого
взаимодействия. -
учебно-тренировочные сборы для детей и педагогов – во время каникул. -
мониторинговые выезды – 2 раза в год. - соревнования, олимпиады среди
обучающихся – ежеквартально. -
мастер-классы для педагогов, семинары – не менее 4 в год. -
открытые занятия с привлечением детей из школ-партнеров – 2 раза в год. |
Сотрудничество с
природоохранными предприятиями и учреждениями различного профиля |
В
ходе реализации проекта ежегодно будет создаваться не менее 5 дронов. Экологическая
направленность образовательного процесса подчеркнет социальную значимость
творчества детей. Желание сохранить экосистему малой родины будет
способствовать дополнительной мотивации обучающихся. |
6. Краткая концепция проекта:
а)
актуальность проекта определяется следующими факторами:
В
настоящее время актуальным становится образование с фокусом на
практико-ориентированное обучение, а социальный заказ диктует его техническую
направленность. Робототехника является перспективной отраслью современного
образования и производства: в равной мере интересно и взрослым, и детям разных
возрастов; в увлекательной форме демонстрирует возможности моделирования и
конструирования технических объектов, развивает инженерное мышление с раннего
возраста. Самое важное - привлекает детей и подростков в сферу технического
творчества, а молодежь ориентирует на выбор инженерно-технических профессий.
На
сегодняшний день обучение основам робототехники в Баргузинском районе
осуществляется всего лишь в 2 учреждениях дополнительного образования: МБУДО
«Баргузинский дом детского творчества» и Центр дополнительного образования
«Подлеморье», расположенных в самых крупных населенных пунктах района. При
этом, Дом творчества в Баргузине располагает всего 2 комплектами для
лего-конструирования, купленными на средства спонсоров и родителей. Общая
численность детей, занимающихся конструирование роботов, составляет всего 30
человек.
Основные
причины, которые мы видим:
-
отсутствие необходимой материально-технической базы в образовательных
учреждениях, так как нет возможности приобрести образовательные наборы Lego и Arduino;
-
отсутствие квалифицированных педагогов, способных грамотно включить эти наборы
в образовательный процесс. При этом надо учитывать, что подготовка специалистов
требует определенных временных и материальных затрат,
-
отсутствие возможности заниматься робототехникой детям по причинам: высокой
стоимости комплектов робототехники, низкого уровня дохода семьи, отсутствие
объединения «робототехники» в школе и в селе, детям с ограниченными
возможностями здоровья.
В
то же время, содержательная составляющая имеющихся программ по робототехнике
имеет малую практическую направленность конструируемых роботов и устройств.
Чаще всего, проекты обучающихся ориентированы на игровые и соревновательные
результаты.
Поэтому,
актуальность нашего проекта мы видим
в следующем:
Организация
сетевого взаимодействия Дома творчества и образовательных учреждений
Баргузинского района будет способствовать доступности и успешному обучению
основам робототехники для одаренных детей из любой школы района, включая малочисленные.
При этом немаловажным фактором является предоставление возможности детям из
малообеспеченных семей, детям с ограниченными возможностями здоровья. Особое
место отводится в проекте обучающимся из Центра помощи детям, оставшимся без
попечения родителей «Звездный» (бывший Баргузинский Детский дом).
Наличие
Мобильной
лаборатории позволит организовать образовательную деятельность (курсы
для педагогов, ознакомительные мотивационные занятия, мониторинговые выезды и
пр.) во всех субъектах сетевого взаимодействия. А также создаст возможность для
развития коммуникационных составляющих проекта (обмен опытом, соревнования, совместные
проекты детей и педагогов и др.).
Экологическая
составляющая проекта обусловлена участившимися в
последнее время случаями лесных, степных пожаров по вине человека, случаями
браконьерства на реках и озерах Байкальского региона, озере Байкал. Специалисты
Баргузинского заповедника и Байкальского национального парка, работники лесной
охраны, рыбной охраны нуждаются в современных роботизированных и
автоматизированных устройствах, способных осуществлять мониторинги лесов,
лесных пожаров, незаконных вырубок, нерестовой ситуации, браконьерства и пр. А
также в различных контрольных и автоматизированных приборах, способных вести
замеры, производить пробы воды, воздуха, почвы без активного участия человека,
в отдаленных и труднодоступных местах.
б)
новизна, инновационность проекта
Организация работы с
использованием конструктора Lego
MindStorms
EV3 и платформы Arduino в образовательном
учреждении – это:
• внедрение современных
научно-практических технологий в учебный процесс;
• содействие развитию
детского научно-технического творчества;
• популяризация
профессии инженера и достижений в области робототехники;
• расширение
коммуникативных связей.
Создание
комплексной
дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника» позволит
разработать и внедрить в образовательные процессы школ и учреждений
дополнительного образования дидактические и методические материалы, адаптированные
как к специфике ОУ, так и к индивидуальным особенностям каждого обучающегося.
При этом педагоги, вовлеченные в реализацию этой программы, пройдя обучающие
курсы и курсы переподготовки, в дальнейшем могут корректировать траектории
сотрудничества.
В
качестве прикладной науки, робототехника может быть не только интегрирована в
учебный процесс образовательного учреждения, но и в полной мере использована в
дополнительном образовании. Опираясь на такие научные дисциплины, как
информатика, математика, физика, электроника − робототехника активизирует
развитие учебно-познавательной компетентности учащихся, помогает развивать техническое
творчество детей. Метод знакомства с робототехникой через творческие и
технические проекты позволяет не только выявить из большого числа учащихся
самых увлеченных и работоспособных, но и создать необходимые условия и
мотивацию для овладения каждым ребенком методологией творческой деятельности.
Построение
образовательной
линии «Конструктор Lego
MindStorms
EV3
– платформа Arduino»
опирается на системно-деятельностный подход, предполагающий:
•
развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики,
•
формирование среды развития обучающихся, соответствующей целям общего
образования,
•
учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся,
• разнообразие индивидуального развития
каждого ребенка.
При
этом основной упор при создании моделей и роботизированных устройств будет
сделан на современных, высокотехнологичных и конкурентоспособных конструкциях,
востребованных специалистами.
Возможность
применить полученные знания на практике, увидеть реальные результаты своей
деятельности, почувствовать пользу своего труда и полезность своих
изделий-роботов позволит обучающимся не только добиваться успешности, но и
обретать уверенность в значимости себя как личности для своей малой
родины. Даже при отсутствии
производственных масштабов роботизированных устройств, созданных обучающимися,
будут созданы предпосылки для постепенного увеличения масштабов сотрудничества
с организациями и подразделениями, специализирующимися на охране лесов, рек и
водоемов, промышленных и сельскохозяйственных территорий Баргузинского района.
в)
масштабируемость проекта, его влияние на развитие системы дополнительного
образования в пределах субъекта Российской Федерации или группы субъектов
Российской Федерации или всей страны
Проект
«Роботы на страже Байкала» будет интересен как соседним регионам (Иркутская
область, Забайкальский край), так и другим регионам Российской Федерации, в
которых рассматриваемые проблемы решаются предложенными нами способами.
Комплексная
дополнительная образовательная программа «Робототехника», разработанная в ходе
реализации этого проекта, может быть адаптирована для любого образовательного
учреждения или сообщества, в первую очередь для учреждений дополнительного
образования.
Подробный
анализ выполнения данного проекта, его итоги, дальнейшее развитие будут
оформлены в виде брошюр и сборников, растиражированы и представлены на
конференциях и совещаниях различного уровня и профиля. Результаты проекта будут
освещаться на сайтах Дома творчества, Управления образования, школ-участниц
проекта.
г)
ожидаемые результаты и социальные эффекты от реализации проекта
1.
Увеличение количества школьников, занимающихся техническим творчеством
(робототехникой) с 30 до 500 человек.
2.
Положительная динамика индивидуального развития воспитанников, занимающихся
техническим творчеством (творческая направленность личности, опыт творческой
деятельности, способность к самореализации и профессиональному
самоопределению).
3.
Положительная динамика профессионального мастерства педагогов
(психолого-педагогическая и методическая компетентность, овладение новыми
педагогическими и информационными технологиями, умение анализировать и обобщать
свой опыт). Увеличение доли педагогов образовательных учреждений-партнеров,
прошедших курсовую подготовку, до 85%.
4.
Повышение удовлетворенности предоставляемыми услугами в области дополнительного
образования, определяемое анкетированием детей и родителей.
5.
Оснащение ведомств и структур, задействованных в природоохранных мероприятиях
озера Байкал, современным и конкурентоспособным оборудованием.
7. Календарный план реализации проекта
(поэтапный) с указанием результатов каждого этапа
Наименование
этапа, мероприятий |
Сроки
начала и окончания |
Результат
(с указанием количественных и качественных показателей) |
I.
Подготовительный (март 2019 г. – сентябрь 2019 г.) |
||
1.1 Анализ
социального заказа со стороны обучающихся, родителей (законных
представителей), администрации, педагогических коллективов образовательных
учреждений разных типов на дополнительные общеобразовательные программы
«Робототехника»; |
Март 2019 г. |
1. Анкетирование
обучающихся, родителей (законных представителей), администрации
образовательных учреждений разных типов 2. Интерактивный
социальный опрос обучающихся, родителей (законных представителей),
администрации образовательных учреждений разных типов. |
1.2 Создание
комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Робототехника»,
адресованной учащимся 1-11 классов; |
Апрель – май 2019 г. |
Разработка
дидактических и методических материалов, анализ литературы и интернет
ресурсов, разработка конспектов занятий, презентаций, системы зачетных
заданий и тестов. |
1.3 Подготовка
технического (включая программное) обеспечения образовательного процесса; |
По мере поступления
средств |
1. Приобретение
оборудования и программного обеспечения; 2. Приобретение
автомобиля для Мобильной лаборатории |
1.4 Констатирующий
мониторинг (обучающихся, педагогов, программно-методического и технического
обеспечения). |
1. Анкетирование
обучающихся и педагогов 2. Мониторинг
имеющегося программно-методического и технического обеспечения |
|
II.
Основной (формирующий) (октябрь 2019 г. – май 2021 г.) |
||
2.1 Реализация
направлений деятельности Проекта в соответствии с поставленными задачами; |
Октябрь-ноябрь 2019
г. |
1. Создание комплекса
дополнительных общеобразовательных программ, адресованных учащимся 1-11
классов и методического сопровождения к ним; 2. Выявление и
продвижение талантливых детей, подростков и молодежи; 3. Ознакомление детей
и подростков с ограниченными возможностями с образовательной робототехникой и
выявление одаренных обучающихся в рамках реализации государственной программы
"Доступная среда"; 4. Разработка и
создание обучающимися технических моделей и проектов, имеющих практическую
значимость (дроны, оборудование для контроля и мониторинга, устройства
наблюдения). |
2.2 Создание системы
сетевого партнерства: внедрение новых форм сотрудничества, поиск новых
партнеров; |
Октябрь-ноябрь 2019
г. |
1. Поиск общих точек
взаимодействия образовательных организаций разных типов 2. Привлечение спонсоров
для модернизации материально-технической базы |
2.3 Повышение
квалификации педагогов, работающих в области образовательной робототехники; |
Октябрь 2019 г.
-декабрь 2020 г. |
1. Участие в
учебно-тренировочных сборах по робототехнике. 2. Прохождение курсов
повышения квалификации педагогов в разных формах. 3. Участие руководителей
кружков и объединений в вебинарах. 4. Участие педагогов в
системе корпоративного обучения. |
2.4 Апробация и
корректировка комплексной общеобразовательной программы «Робототехника»; |
Октябрь 2019 г. |
Внедрение комплексной
общеобразовательной программы «Робототехники» в образовательный процесс всех
участников проекта |
2.5 Совершенствование
технического (включая программное) обеспечения образовательного процесса; |
Январь 2019 г. |
Дополнительное
приобретение нового оборудования и программного обеспечения с привлечением
спонсоров |
2.6 Текущий
мониторинг показателей ожидаемых результатов; |
Октябрь 2019 г. – май
2021 г. |
1. Анкетирование
обучающихся, педагогов, родителей. 2. Промежуточная
аттестация обучающихся. 3. Мониторинг
результатов участия в робототехнических мероприятиях разных уровней. 4. Мониторинг системы
сетевого партнерства. 5. Мониторинг участия
в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями. |
2.7 Коррекция планов
мероприятий в рамках Проекта. |
Май 2021 г. |
Коррекция планов
мероприятий в соответствии с текущим моментом |
III.
Контрольный (июнь 2021 г.) |
||
3.1 Контрольный
мониторинг ожидаемых результатов реализации Проекта; |
Июнь 2021 г. |
1. Анкетирование
обучающихся, педагогов, родителей.. 2. Итоговая
аттестация обучающихся 3. Мониторинг
результатов участия в робототехнических мероприятиях разных уровней 4. Мониторинг системы
сетевого партнерства. 5. Мониторинг участия
в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями. |
3.2 Анализ итогов
реализации Проекта; |
Июнь 2021 г. |
Мониторинг внедрения
образовательной робототехники в учебный процесс сетевых партнеров. |
3.3 Выработка
перспективных направлений деятельности в контексте Проекта. |
Июнь 2021 г. |
1. Новые направления
сетевого партнерства. 2. Определение
траектории развития мобильной лаборатории по робототехнике. |
8. Финансовый план проекта (перечень и
указание количества)
Источник |
2019 |
2020 |
2021-2026 |
ИТОГО |
ИТОГО |
4
000 000 |
- |
- |
4 000
000 |
Федеральный бюджет
(средства гранта) |
2
000 000 |
- |
- |
2
000 000 |
Средства
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
1
200 000 |
- |
- |
1
200 000 |
Внебюджетные
средства: |
800
000 |
- |
- |
800
000 |
в
том числе |
|
|
|
|
собственные
средства организации |
800
000 |
- |
- |
800
000 |
привлеченные
средства иных юридических и физических лиц |
- |
- |
- |
- |
9. Перспективы развития и
распространения проекта
а)
устойчивость проекта
Проект
предполагает высокую устойчивость в связи со своей эффективностью, востребованностью
и незначительными последующими финансовыми затратами при всех возможных
сценариях. Допустимые риски устраняемы мерами, предусмотренными проектом.
Проект
предполагает неограниченный срок реализации.
б)
распространяемые (транслируемые) результаты проекта
-
Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»,
разработанная в ходе реализации этого проекта, может быть адаптирована для
любого образовательного учреждения или сообщества, в первую очередь для
учреждений дополнительного образования.
-
Техническая документация, схемы, чертежи и описание готовых образцов
робототехнических устройств, предназначенных для мониторинга лесов, лесных
пожаров, незаконных вырубок, нерестовой ситуации, браконьерства и пр. А также
различных контрольных и автоматизированных приборов, способных вести замеры,
производить пробы без активного участия человека.
в)
уровень распространения результатов проекта
-
районный;
-
региональный (Республика Бурятия);
-
межрегиональный (Иркутская область и Забайкальский край);
-
всероссийский;
-
международный (Монголия).
При
этом рассматривается перспектива получения патентов на изобретения и запуск
изделий в промышленном масштабе.
г) формы и каналы распространения проекта
-
Педагогические совещания, конференции,
-
Публикации с подробным анализом выполнения данного проекта, его итогами,
перспективами дальнейшего развития в виде брошюр и сборников.
-
Результаты проекта будут освещаться на сайтах Дома творчества, Управления образования,
школ-участниц проекта.