Пояснительная записка к учебному плану
дополнительного образования МБУДО
«Баргузинский дом детского творчества»
на 2025-2026 учебный год
Учебный план составлен на основании нормативно-правовой базы с учётом нормативно-правовых оснований (Федеральный закон «Об
образовании» в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам /утверждён Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республике
Бурятия"; Устав учреждения (утверждён Постановлением Администрации МО «Баргузинский район № 94 от 24.02.2016 г.);
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «Баргузинский дом детского творчества»
Приказ № 25, от 31.05.2023г.
Учебный план направлен на реализацию целей и задач, стоящих перед коллективом МБУДО «Баргузинский дом детского творчества.
Учебный план составлен на один учебный год, корректируется в каждом полугодии и в зависимости от изменений учебной нагрузки
педагогов. Учебный план определяет количество часов на реализацию образовательных программ по изучаемым предметам и отражает:
- направленность образовательной программы;
- учебный предмет (дисциплину);
- ФИО педагога;
- учебную нагрузку педагогов (количество часов в неделю);
- количество учебных групп;
- количество педагогических часов;
- количество обучающихся по годам обучения;
- наполняемость учебных групп (общее количество обучающихся).
Учебный план дополнительного образования ориентирован на 36 учебных недель в год: с 1 сентября по 31 мая. Во время каникул
учебный процесс дополнительного образования не прекращается. Занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается в начале
учебного года директором образовательного учреждения с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Перенос
занятий или изменение расписания производится только при согласовании с администрацией и оформляется документально. В период
школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.
Выполнение учебного плана контролируется:
- ежеквартально по журналам;
- по выполнению учебно-методических планов образовательных программ педагогов по направлениям деятельности.
Учебный план обеспечен необходимыми программно-методическими компонентами: дополнительными общеразвивающими программами,
методической и др. необходимой литературой.
В 2025-2026 учебном году /1-е полугодие /на 15.09.2025 г./ в МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» реализуется 21 программа
естественнонаучной, художественной, технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой и спортивной направленностей,
ориентированных на работу с детьми младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста. Программы разработаны и оформлены
в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным общеразвивающим программам МБУДО «Баргузинский дом
детского творчества». Для реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» разработаны программы технической направленности
«Робототехника, «Программирование», «ИнтелРобик»; художественной направленности – «Резьба по дереву», «Зазеркалье»; туристскокраеведческой направленности – «Юные туристы водники». Сформированы 27 объединений, в которых созданы 58 учебных групп. Всего
зачислено 1100 детей, из них по новым местам 580 обучающихся.
ДООП художественной направленности: (9 программ)
«Сольное пение»
Дети в возрасте от 6 до 15 лет получают музыкальное и эстетическое развитие; воспитание вокальных навыков, разучивание песенного
репертуара, концертная деятельность, развитие голоса и слуха. Цель занятий - способствовать общему музыкальному развитию ребенка,
развить музыкальную память, установить координацию между слухом и голосом, обучить пению по нотам, дать знания по музыкальному
сольфеджио, правильно интонировать, петь с сопровождением и без него. В результате обучения дети будут знать основные понятия
вокального искусства, иметь основные певческие навыки, выполнять основные указания в работе по руке дирижера, осмысленно и
выразительно исполнять песни, следить и оценивать качество звука.
«Фантазия»
Образовательная программа по ИЗО составлена по возрастному принципу. В учебных группах занимаются дети 6-15 лет. Цель курса развитие художественно - творческих способностей обучающихся.
Программа предусматривает отработку технических навыков рисования, развитие воображения, творческой фантазии, образного мышления.
Основные виды работ — рисование с натуры, по памяти, по наблюдению, композиционная и декоративная работа. Соотношение этих видов
работы изменяется по годам обучения соответственно возрастным особенностям учащихся.
В изобразительном творчестве старшеклассников проявляется стремление к более глубокому овладению профессиональными навыками. Это
желание усиливается еще тем, что многие рассматривают занятия как подготовку к будущей профессии, к поступлению в художественное
учебное заведение.
«Резьба по дереву» программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»
Занятия направлены на развитие навыков изготовления изделий из древесины, знакомство с профессиями, востребованными в производстве
изделий из дерева.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применять полученные навыки и
практический опыт при проведении ремонтных работ в домашних условиях; для профессионального самоопределения личности. Кроме того,
программа «Столяр» предоставляет широкую возможность не только для активного приспособления школьника к условиям социальной
среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и
потребностями.
«Волшебный узелок»
Приобщение школьников к художественному вязанию по данной программе, создает благоприятные условия для интеллектуального и
духовного воспитания личности, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и
творческой самореализации учащихся; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким
молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.
«Ларец творений»
Программа
наполнена развивающими художественно – эстетическими занятиями, обеспечивающими ребенка комфортной эмоционально
эстетической средой. Дети познакомятся с различными приемами и техниками художественного творчества, не требующих специального
оборудования. Создание программы «Ларец творений» вызвано актуальностью развития мелкой моторики рук, пальцев, развития
креативного и творческого мышления и пространственно - образного мышления, путем выполнения практической деятельности.
Работа с тестом в сочетании с лепкой, с обязательной росписью представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Она
расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и позволяет овладеть полезными техническими
навыками, тренирует глаз и руку. Трехмерное изображение объемных предметов помогает детям познавать предметы в реальной полноте их
форм.
«Лавка чудес»
В последнее время заметно повысился интерес к творческому ручному труду. Изделия декоративно-прикладного творчества поражают своей
простотой, оригинальностью и красотой. Декоративно-прикладное творчество включает в себя довольно много видов рукоделия это
вышивка, аппликация, плетение, лепка, шитье, роспись, также лоскутная техника и т. д. Чаще всего ручной труд становится любимым хобби.
Актуальность дополнительной образовательной программа «Рукодельница» заключается в том, что она позволяет ребёнку соприкоснуться с
различными видами народного промысла, ознакомиться с простейшими технологическими приёмами и способами изготовления поделок и
самоопределиться в выборе занятия «для души».
«Зазеркалье» программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»
Программа по театрализации ориентирована на формирование у дошкольников навыков культуры, речи, пластической выразительности.
Театральная деятельность – это один из способов решения многих вопросов по развитию коммуникативных задач. Совместное исполнение
воспитывает чувство ответственности в игре. Помогает устанавливать связи во взаимоотношениях между детьми. Осознанное отношение
ребёнка к пониманию своих задач в общем деле учит ощущать среду, место и время, действовать по обстоятельствам, способствует
проявлению и развитию лидерских качеств, помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию;
проявлению любознательности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
«Ладушки»
Востребованность и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной,
творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Настоящая программа отличается тем, что музыкально –
фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей,
включают национально-региональный компонент и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации
системы образования. Программа предназначена для детей 7-13 лет. Набор в объединение – свободный, принимаются все желающие,
проявляющие интерес к народному пению. Наполняемость группы 1-го года обучения – 8-10 человек.
Объём программы. Для освоения программы 1-го года обучения запланировано 144 учебных часа.
«Эстрадный вокал»
Программа
позволит детям реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения. Она
предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но еще и умение работать с
микрофоном, владение сценическим движением и актерскими навыками. Большую роль в этом играют: концертная деятельность, участие в
фестивалях, конкурсах. Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую
непосредственную связь с аудиторией.
Программа рассчитана на обучение детей в течение 5 лет. В объединение принимаются дети в возрасте от 6 до 14 лет.
При реализации программы используются следующие основные формы занятий с учащимися:
•
индивидуальные занятия: два раза в неделю по 1 акад. часу (пение, запись и анализ своего пения, просмотр и прослушивание
видео- и аудиозаписей, знакомство с элементами нотной грамоты)
Дополнительными формами занятий являются:
•
концертные выступления;
ДООП технической направленности: (4 программы)
«Начальное техническое моделирование и конструирование»
Актуальность и целесообразность образовательной программы
обосновывается острым востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики
страны. Техническая направленность программы предусматривает удовлетворение интереса к технике и техническим знаниям, воспитание
упорства в достижении творческих целей, развитие трудовых навыков, технического кругозора, обучение конструктивному мышлению,
разъяснение значимости и престижности политехнических профессий в современном обществе. Программа ориентирована на учащихся 3-8
классов, с учетом подростковых особенностей этого возраста. В этом возрасте происходит формирование основных качеств подростка,
которые в дальнейшем определяют черты характера, это пора стремлений к достижению знаний, умений, навыков, пора интенсивного
духовного и физического развития всего, что формирует социально-активного члена общества.
«Робототехника» программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»
Выбор данной программы по «Робототехнике» составлен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как
умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал.
«Программирование» программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»
Цель программы: пропедевтическая подготовка школьников по программированию.
Задачи:
- изучение истории, основных терминов и понятий, а также современных достижений в области программирования;
- развитие трудолюбия, целеустремленности, творческого мышления и познавательной активности учащихся через включение их в
различные виды проектной деятельности;
- формирование инновационного подхода ко всем сферам жизнедеятельности человека;
- развитие навыков современного организационно-экономического мышления,− обеспечивающего социальную адаптацию.
− развитие у учащихся абстрактного, логического и алгоритмического мышления;
− индивидуализация процесса образования посредством дифференцирования заданий по уровню сложности и объему, что призвано обеспечить
эффективность самостоятельной работы учащихся;
− обучение основам моделирования и программирования, выявление программистских способностей школьников;
− развитие межпредметных связей: обучение основам координатного метода на плоскости, приобретение навыков геометрических построений,
владения геометрическим языком, использования его для описания предметов окружающего мира, пространственных представлений и
изобразительных умений;
− развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Дополнительная общеразвивающая программа «Программирование» адресована учащимся 11 – 14 лет и рассчитана на 2 года
обучения.
- Недельная нагрузка на ребенка – 4 часа;
− Количество учебных часов в год – 144.
− Количество обучающихся в группе до 25 человек.
− Набор в группы – свободный.
− Состав группы – постоянный.
«ИнтелРобик» программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»
Актуальность программы в том, что дети, обучаясь по данной программе, осваивают важнейшие азы компьютерной грамоты: набор текста,
выполнение простейших вычислений, рисование, приобретают навыки работы за компьютером: создание и сохранение файлов, работа с
буфером обмена, пользование интерфейсом различных программ. Задания составлены таким образом, чтобы заинтересовать детей, вызвать у
них желание его выполнить, показывают возможность использования компьютера в их повседневной жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-13 лет
Сроки реализации данной программы составляет 1 год.
Количество учебных часов в неделю для первого года обучения составляет 4 часа в неделю (144 часа в год);
ДООП туристско-краеведческой направленности (1)
«Юные туристы водники» - программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»
Актуальность программы заключается в том, что она предоставляет возможность педагогу дополнительного образования осуществлять
индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к родному краю, развивать мелкую
моторику рук, художественно-эстетический вкус. На занятиях дети знакомятся с различными видами туризма и спортивного ориентирования:
пешеходный, водный, горный виды туризма, ориентирование в заданном направлении, ориентирование по выбору, ориентирование в
заданном направлении, лабиринт и др.
ДООП физкультурно-спортивной направленности (2)
«Здоровые дети»
Основой программы являются развитие физических качеств человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость. Занятия ОФП
общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься
повсюду и в любое время года В процессе ОФП учащиеся совершенствуют умение управлять движениями, развивают навыки в быстром и
экономном передвижении, преодолении препятствий, которые способствуют гармоническому развитию детей.
«Спорт – норма жизни» - Основой программы являются развитие физических качеств человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость,
выносливость. Занятия общефизической подготовки (ОФП) общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко
дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года. В процессе ОФП обучающиеся совершенствуют
умение управлять движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, которые способствуют
гармоническому развитию детей.
Данная программа рассчитана для детей 9 - 15 лет, с характерными для этого возраста определёнными возрастными, физиологическими и
двигательными особенностями. 1-ый год обучения – учащиеся 12-13 лет, 144 часа в год
ДООП социально-педагогической направленности (3)
Волонтеры «Дети России»
Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. В
период
стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор,
противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном
приобретенном опыте. Работа в волонтерском объединении, поможет обучающимся поменяться внутренне, и даже внешне.
Вид программы:
Модифицированная программа. Разработана на основе типовых программ по волонтерской деятельности А.Н. Березиной, Т.П. Костылевой,
Л.И. Поярковой, О.Г. Соловьевой.
Программа рассчитана на учащихся 12-15 лет.
1-ый год обучения – учащиеся 12-13 лет, 144 часа в год
2- ой год обучения – учащиеся 14-15 лет, 216 ч. в год.
«Веселый английский»
Данная программа предназначена для обучающихся
начальной и средней общеобразовательной школы, изучающих английский язык.
Программа разработана на основе материалов авторских УМК Биболетовой М. З., Денисенко О. А., Трубанеевой Н. Н.
Программа дополнительного образования направлена на социальное и культурное развитие личности обучающегося, его творческой
самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и
умения в общении со своими сверстниками.
«ЗОЖик»
Программа «ЗОЖик» направлена на развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни, на формирование
поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья,
достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи
состояния здоровья и образа жизни.
Цель программы: формирование у детей представлений о своем организме, о различных органах и системах, их своеобразии и
взаимодействии; формирование убеждений, привычек и приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
•
формировать культурно-гигиенические навыки;
•
формировать у детей адекватное представление о строении собственного тела;
•
формировать у детей необходимые знания о рациональном правильном питании.
Развивающие:
развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма;
развивать память, мышление, воображение.
Воспитательные:
•
•
•
•
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
воспитывать культуру общения друг с другом.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения программы у детей развиваются навыки и умения:
Владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается, ухаживает за одеждой и обувью;
соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, мире и природе;
• Знание режима дня, личной гигиены, (умение ухаживать за полостью рта, правильное мытье рук...)
• Знание о полезных и неполезных продуктах.
•
Знание о своих органах, их работе и значении. Дошкольники развивают представления о строении собственного тела.
ДООП естественнонаучной направленности: (2)
«Лаборатория природы» Цель программы: формирование у обучающихся базовых компетенций в области естественнонаучных
дисциплин, расширение и углубление межпредметных знаний, развитие навыков исследовательской деятельности и создание условий для
развития индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Данная программа рассчитана на детей от 11 до 14 лет. Реализация программы «Лаборатория природы» способствует формированию
целостного представления о методах научного исследования, помогающего решить насущные человеческие потребности, и обусловлена
активным вовлечением обучающихся в проектную деятельность, освоению методов элементарных химико-биологических исследований,
самодиагностики и интерпретации полученных результатов.
Состав учебной группы может быть разновозрастным, так как каждый выбирает профиль своего исследования, методика обучения
дифференцированная.
Программа рассчитана на 1 год, 144 педагогических часа
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группа разновозрастная.
«Математическая академия»
Данная программа рассчитана на детей от 14 до 15 лет. Программа «Математическая академия» представляет собой обобщающий
материал в освоении предмета математики. На любом этапе освоения программы ребёнку будет интересно, но, чтобы добиться высокой
результативности, педагог должен обладать педагогической грамотностью и знанием своего предмета. Курс обучения рассчитан на 1 год.
Данная программа является практико – ориентированной, объединяет в себе вопросы теоретической и практической подготовки
обучающихся по курсу математики основного общего образования. Целенаправленно готовит к прохождению государственной итоговой
аттестации в форме ОГЭ.
Срок и объем освоения программы:
1 год, педагогических часов, из них:
1 год, 35 учебных недель, 140 часов (2 занятия в неделю по 2 часа)
Учебный план на 2025-2026 учебный год
№
1
2
Ф.И.О педагога
Авдеев С.М.
Позднякова И.В.
Общ Общ Направленнос
.
.
ть
колнагр
во
узка
дете
й
Наименование
общеразвивающе
й программы
Вс
его
гру
пп
4
5
Карпова М.В.
Скосырский А.В.
Тогмитов Ж.Б.
1
10
8
Художествен
ная
«Сольное пение»
1
12
30
Художествен
ная
«Волшебный
узелок»
2
3
76
Туристскокраеведческая
«Юные туристы
водники»
3
3
16
58
Художествен
ная
«Ларец творений»
3
1
12
52
Художествен
ная
«Резьба по
дереву»
2
15
69
Художествен
ная
«Резьба по
дереву»
3
1
2
15
Техническая
«Начальное
техническое
моделирование и
конструирование»
1
1
(15)
3
Год обучения
(16)
(72ч)
3
4
5
1
1
1
1
1
2
6
Тумасян Л.А.
25
153
Художествен
ная
«Фантазия»
9
7
7
Склярова В.С.
10
90
Художествен
ная
«Зазеркалье»
5
5
12
41
Социальнопедагогическа
я
«Дети России»
2
(22)
2
1
2
2
8
Бубеева Е.С.
4
25
Художествен
ная
«Лавка чудес»
1
1
9
Дашиева А.Ж.
4
25
Художествен
ная
«Зазеркалье»
1
1
10
Чабаева О.Е.
8
9
Художествен
ная
«Ладушки»
2
2
5
4
Художествен
ная
Эстрадный вокал
1
1
1
11
Шадрин Н.С.
8
60
Техническая
«Робототехника»
2
2
12
Таряшинова Е.П.
8
48
Техническая
«Робототехника»
2
2
14
Степанова Л.Г.
8
40
Туристскокраеведческая
«Юные туристы
водники»,72ч.
2
15
Мазур Е.М.
8
49
Физкультурно
-спортивная
«Здоровые дети»
2
2
16
Малыгин А.А.
4
30
Физкультурно
-спортивная
«Спорт – норма
жизни»
1
1
17
Багаева Е. А.
8
25
Социальнопедагогическа
я
«Веселый
английский»
2
2
18
Дампилова Л. Н.
6
46
Социальнопедагогическа
я
«Юные
волонтеры»
1
19
Баранова Г.И.
4
25
Техническая
«Мой первый
робот»
1
1
20
Дашинимаева
Ольга БатоЖаргаловна
8
50
Техническая
Программировани
е
2
2
21
Шадрин А.А.
4
29
Естественно
«Математическая
академия»
1
1
«Лаборатория
природы»
1
1
научная
22
Настобурская Е.О.
4
30
Естественно
научная
2
1
23
Зверькова Л.В.
2
12
Художествен
ная
«Зазеркалье»
1
1
24
Зверькова Л.В.
8
80
Социальнопедагогическа
я
«ЗОЖик»
4
1
Итого
58
1179