Учебный план 2023 - 2024

Пояснительная записка к учебному плану
дополнительного образования МБУДО
«Баргузинский дом детского творчества»
на 2023-2024 учебный год
Учебный план составлен на основании нормативно-правовой базы с учётом нормативно-правовых оснований (Федеральный закон «Об
образовании» в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам /утверждён Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республике Бурятия";
Устав учреждения (утверждён Постановлением Администрации МО «Баргузинский район № 94 от 24.02.2016 г.);
«Положение о единых требованиях к дополнительным общеразвивающим программам МБУДО « Баргузинский дом детского творчества»
(утверждено Приказом директора № 25 от 31.05.2023 г.)
Учебный план направлен на реализацию целей и задач, стоящих перед коллективом МБУДО «Баргузинский дом детского творчества. Учебный план
составлен на один учебный год, корректируется в каждом полугодии и в зависимости от изменений учебной нагрузки педагогов. Учебный план
определяет количество часов на реализацию образовательных программ по изучаемым предметам и отражает:
- направленность образовательной программы;
- учебный предмет (дисциплину);
- ФИО педагога;
- учебную нагрузку педагогов (количество часов в неделю);
- количество учебных групп;
- количество педагогических часов;
- количество обучающихся по годам обучения;
- наполняемость учебных групп (общее количество обучающихся).
Учебный план дополнительного образования ориентирован на 36 учебных недель в год: с 1 сентября по 31 мая. Во время каникул учебный
процесс дополнительного образования не прекращается. Занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается в начале учебного года
директором образовательного учреждения с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Перенос занятий или изменение

расписания производится только при согласовании с администрацией и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут
проводиться по специальному расписанию.
Выполнение учебного плана контролируется:
- ежеквартально по журналам;
- по выполнению учебно-методических планов образовательных программ педагогов по направлениям деятельности.
Учебный план обеспечен необходимыми программно-методическими компонентами: дополнительными общеразвивающими программами,
методической и др. необходимой литературой.
В 2023-2024 учебном году /1-е полугодие /на 15.09.2023 г./ в МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» реализуется двадцать
дополнительных общеразвивающих программы естественнонаучной, художественной, технической, социально-педагогической, туристскокраеведческой и спортивной направленностей, ориентированных на работу с детьми младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста.
Программы разработаны и оформлены в соответствии с «Положением о единых требованиях к дополнительным общеразвивающим программам
МБУДО «Баргузинский дом детского творчества».
«Сольное пение» Дети в возрасте от 6 до 15 лет получают музыкальное и эстетическое развитие; воспитание вокальных навыков, разучивание
песенного репертуара, концертная деятельность, развитие голоса и слуха. Цель занятий - способствовать общему музыкальному развитию ребенка,
развить музыкальную память, установить координацию между слухом и голосом, обучить пению по нотам, дать знания по музыкальному
сольфеджио, правильно интонировать, петь с сопровождением и без него. В результате обучения дети будут знать основные понятия вокального
искусства, иметь основные певческие навыки, выполнять основные указания в работе по руке дирижера, осмысленно и выразительно исполнять
песни, следить и оценивать качество звука.
«Фантазия» Общеразвивающая программа изобразительной деятельности составлена по возрастному принципу. В учебных группах занимаются
дети
6-15
лет.
Цель
курса
развитие
художественно
творческих
способностей
обучающихся.
Программа предусматривает отработку технических навыков рисования, развитие воображения, творческой фантазии, образного мышления.
Основные виды работ — рисование с натуры, по памяти, по наблюдению, композиционная и декоративная работа. Соотношение этих видов работы
изменяется
по
годам
обучения
соответственно
возрастным
особенностям
учащихся.
В изобразительном творчестве старшеклассников проявляется стремление к более глубокому овладению профессиональными навыками. Это
желание усиливается еще тем, что многие рассматривают занятия как подготовку к будущей профессии, к поступлению в художественное учебное
заведение.
«Затейник» Театральный жанр способствует многоплановому развитию личности, раскрытию творческих способностей детей 9-17 лет,
формирование потребности к самовыражению, стимулирование театральной деятельности, участие в постановке спектаклей. Театр способствует
созданию условий для социально-психологического комфорта и адаптации детей в обществе.
Занятия проводятся по 2-м направлениям: драматический театр, художественное слово.
В основе учебной программы лежат классические традиции русской театральной школы. Основная цель - развитие художественно-творческих
способностей детей, работа по сценическому воплощению пьесы. Проводятся беседы об искусстве, совместные просмотры спектаклей и их
обсуждение, посещение выставок, творческие встречи с артистами.
Занятия в театральной студии способствуют развитию образного мышления, памяти, воображения, творческой активности, общительности и
самостоятельности детей.
«Начальное техническое моделирование и конструирование» Актуальность
образовательной программы обосновывается острым
востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики страны. Техническая

направленность программы «Начальное техническое моделирование и конструирование» предусматривает удовлетворение интереса к технике и
техническим знаниям, обучение конструктивному мышлению, разъяснение значимости и престижности политехнических профессий в современном
обществе. Программа ориентирована на учащихся 3-8 классов, с учетом подростковых особенностей этого возраста. В этом возрасте происходит
формирование основных качеств подростка, которые в воспитание упорства в достижении творческих целей, развитие трудовых навыков,
технического кругозора дальнейшем определяют черты характера, это пора стремлений к достижению
знаний, умений, навыков, пора интенсивного духовного и физического развития всего, что формирует социально-активного члена общества.
«Мода и дизайн». В отличие от типовой, настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных техник ручного труда, а
также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с современным народным творчеством. Обучение в
творческом объединении основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания
которых - личность ребенка, реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает
возрастные и психофизиологические особенности ребенка (доступность процесса обучения для детей с разной степенью интеллектуальных
способностей и психического развития). Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
«Зазеркалье» программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»
Дополнительная общеразвивающая программа относится к программам художественной направленности, так как ориентирована на коллективное
искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с
действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества.
Дети учатся общаться, владеть своим телом, у них развивается умение фантазировать. Занятия способствуют развитию эмоциональной сферы,
внимания, что помогает и в учебе. Это способ самовыражения, самореализации.
«Волшебный узелок»
Вязание - один из старинных и интересных видов декоративно-прикладного искусства. Не смотря на большие темпы роста трикотажного
производства, а также разнообразие ассортимента трикотажных изделий, интерес к ручному вязанию не угасает. Занятие вязанием развивает
художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Подбор ниток, выбор фасона, узора, создание изделия - занятие увлекательное и очень нужное,
полезное в повседневной жизни. Кроме того, вязание, по оценке ученых, успокаивающе действует на нервную систему, снимает стрессы и приносит
огромное удовлетворение от выполненных работ. В этом заключается актуальность курса «Волшебный узелок». Ручное вязание как вид декоративно
- прикладного творчества используется не только в одежде, но и для декоративных изделиях для украшения домашнего быта. Интерьера
(декоративные салфетки, дорожки, панно и др.) Усвоив основные приемы вязания, можно создавать большое количество оригинальных узоров.
Программа обучения вязанию предусматривает выполнение большого ассортимента изделий: шарфы, варежки, носки, салфетки, шали и т. д. В
кружке занимаются девочки возраст 7-15 лет. Курс обучения планируется на 2 года с расчетом на самостоятельную работу учащихся.
Направленность программы- художественная. Отличительной особенностью дополнительного образования является то, что здесь нет традиционной
5-ти бальной оценки знаний и умений. Но поскольку подведение, итогов работы - необходимый момент в творческой деятельности членов кружка,
наиболее приемлемой формой оценки является коллективный просмотр выполненных изделий, их совместное обсуждение. Это позволяет детям
оценивать свои работы и работы товарищей. Результативность деятельности можно выявлять в ходе самостоятельной работы, при выполнении
творческих работ, при защите творческих проектов.
«Резьба по дереву» - программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»
Занятие резьбой по дереву развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и
дерева, помогает научиться пользоваться различными инструментами. Дополнительная общеобразовательная программа «Столяр» ориентирована на
обеспечение условий для конкретного творческого труда одного из видов народного искусства – резьбы по дереву и направлена на овладение
воспитанниками основных приемов и способов изготовления изделий из древесины. Программа «Столяр» является прикладной, носит практикоориентированный характер.

Данная программа
способствует всестороннему развитию обучающихся, формированию у них способностей к самоизменению и
самореализации, что создает условия для успешного вхождения в культурную и созидательную жизнь общества, самоопределению и
самореализации личности. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивает право выбора
обучающимися содержания образования и организации
образовательного процесса в соответствии с их интересами и запросами в рамках государственного образовательного стандарта.
«Робототехника» - программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»
Выбор данной программы по «Робототехнике» составлен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, учитываются межпредметные связи.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение
видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определения понятий, структурировать материал.
«Ларец творений»
Программа
наполнена развивающими художественно– эстетическими занятиями обеспечивающими ребенка комфортной эмоционально
эстетической средой. Дети познакомятся с различными приемами и техниками художественного творчества, не требующих специального
оборудования. Создание программы «Ларец творений» вызвано актуальностью развития мелкой моторики рук, пальцев, развития креативного и
творческого мышления и пространственно образного мышления, путем выполнения практической деятельности.
Работа с тестом в сочетании с лепкой, с обязательной росписью представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Она
расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и позволяет овладеть полезными техническими
навыками, тренирует глаз и руку. Трехмерное изображение объемных предметов помогает детям познавать предметы в реальной полноте их форм.
«Нормы русской речи»
Программа «Нормы русской речи» имеет социально-педагогическую направленность и относится к группе гуманитарных программ (расширение
знаний по филологии). Актуальность и педагогическая целесообразность данного курса в современном образовании определяется, с одной стороны,
ключевой ролью речевой культуры в формировании общей культуры личности, а с другой — серьезным снижением уровня речевой культуры
общества и внимания к проблемам нормативности речи. О культуре речи можно говорить только при условии владения нормами языка, ведь
понятие нормы является стержнем, основным признаком литературного языка. Это делает курс «Нормы русской речи» актуальным в системе
развития языковой (речевой) личности учащихся. Новизна программы заключается в её практической направленности.
«Развитие речи»
Программа «Развитие речи» имеет социально-педагогическую направленность и относится к группе гуманитарных программ (расширение знаний
по филологии). Направлена на расширение, систематизацию и практическое закрепление умений и навыков правильной речи, соответствующей
требованиям русского литературного языка.
Настоящая программа адресована для обучающихся с 15-18 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недели, 72 часа.
«Развитие устной и письменной речи»

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие устной и письменной речи» имеет социально-педагогическую направленность и
относится к группе гуманитарных программ (расширение знаний по филологии). Программа предусматривает теоретические виды занятий,
практические работы по овладению необходимыми речевыми умениями и навыками, задания творческого характера.
Владение родным языком — один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку
формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Существующая система школьного образования не
предусматривает обязательных курсов, закрепляющих и развивающих навыки владения средствами родного языка, поэтому система
дополнительного образования детей призвана восполнить этот пробел. Актуальность и педагогическая целесообразность данного курса заключается
в создании условий для систематизации и расширения знаний обучающихся, более полного развития речевых способностей выпускников,
формирования у них правильной, богатой и выразительной речи.
Рассчитана для обучающихся в возрасте от 14 до 16 лет на 1 год обучения.
«Знайка»
Программа «Знайка» имеет естественнонаучную направленность. Программа призвана сформировать у ребенка эту внутреннюю позицию
обучающегося: осторожно, очень корректно, посредством осуществления всестороннего воспитания и специальной подготовки к усвоению тех
предметов, которые ребенок будет изучать в школе, а также предметов, способствующих развитию художественного вкуса.
Программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка, обеспечивает максимальную включенность в практическую
деятельность, связанную с миром чувств ребенка, его эмоций.
«Юные туристы водники» - программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»
Актуальность программы «Юные туристы водники» заключается в том, что она предоставляет возможность педагогу дополнительного
образования осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к родному
краю, развивать мелкую моторику рук, художественно-эстетический вкус. На занятиях дети знакомятся с различными видами туризма и
спортивного ориентирования: пешеходный, водный, горный виды туризма, ориентирование в заданном направлении, ориентирование по выбору,
ориентирование в заданном направлении, лабиринт и др.
«Театр и дети»
Дополнительная образовательная программа «Театр и дети» (далее - Программа) определяет содержание кружковой работы с детьми
дошкольного возраста от 5 до 6 лет, имеет художественную направленность, рассчитана на 1 год обучения, составлена на основе программы
художественно-эстетического воспитания «Театральная палитра» под редакцией О.В. Гончаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
Включение
воспитанников в театрализованную деятельность способствует развитию у них психических процессов: памяти, воображения, фантазии, внимания,
зрительного восприятия, подражательности, как основе самостоятельности, расширению словарного запаса, развитию просодической стороны речи,
её выразительности. Программа реализуется через кружковую работу. Занятия театрализованной деятельностью проводятся с детьми 5 лет - 2 раза в
неделю продолжительностью 30 минут.
«Здоровые дети»
Основой программы являются развитие физических качеств человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость. Занятия ОФП
общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в
любое время года В процессе ОФП учащиеся совершенствуют умение управлять движениями, развивают навыки в быстром и экономном
передвижении, преодолении препятствий, которые способствуют гармоническому развитию детей.
«Лавка чудес»
В последнее время заметно повысился интерес к творческому ручному труду. Изделия декоративно-прикладного творчества поражают своей
простотой, оригинальностью и красотой. Декоративно-прикладное творчество включает в себя довольно много видов рукоделия это вышивка,
аппликация, плетение, лепка, шитье, роспись, также лоскутная техника и т. д. Чаще всего ручной труд становится любимым хобби. Актуальность

дополнительной образовательной программа «Лавка чудес» заключается в том, что она позволяет ребёнку соприкоснуться с различными видами
народного промысла, ознакомиться с простейшими технологическими приёмами и способами изготовления поделок и самоопределиться в выборе
занятия «для души».
«Зазеркалье»
Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности,
стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости,
целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, театральная деятельность требует от ребенка
решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение
комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями
способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций
исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания,
фантазию.
Занятия по данной программе формируют в ребенке смелость публичного выступления. Дети становятся раскрепощенными, учатся
чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
«Юный краевед»
Программа «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с
прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Интеграция природоведческих и социальных знаний формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем
происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи.

Учебный план на 2023-2024 учебный год

№

1

Ф.И.О педагога

Авдеев С.М.

Об
щ.

Общ
.
наг колруз во
ка дете
й

Направленность

10

Художественная

10

Наименование
общеразвивающей
программы

Вс
ег
о
гр
уп
п

«Сольное пение»

1

Год обучения
1

2

3

4

1
1

2

Коневина Е.М.

10

29

Художественная

«Мода и дизайн»

2

3

Малогрошева
Е.А.

10

22

Художественная

«Затейник»

2

1

4

Малогрошева
Е.А.

2

23

Художественная

«Театр и дети»

1

1

5

Малогрошева
Е.А.

2

24

Художественная

«Зазеркалье»

1

1

6

Позднякова И.В.

12

38

Художественная

«Волшебный
узелок»

2

7

Карпова М.В.

16

42

Художественная

«Ларец творений»

3

1

8

Скосырский
А.В.

8

40

Художественная

«Резьба по дереву»

2

2

9

Тогмитов Ж.Б.

16

90

Художественная

«Резьба по дереву»

3

3

10

Тумасян Л.А.

26

113

Художественная

«Фантазия»

6

1

11

Филонова Е.В.

18

123

Художественная

«Зазеркалье»

6

6

12

Бубеева Е.С.

4

25

Художественная

«Лавка чудес»

1

1

13

Дашиева А.Ж.

4

25

Художественная

«Зазеркалье»

1

1

10

32

18

«Начальное
техническое
моделирование и

1

1

Итого
14

Тогмитов Ж.Б.

604
4

16

Техническая

1

1

1

1

1

2

1

4

3

10

1

5

конструирование»
15

Шадрин Н.С.

8

50

Техническая

«Робототехника»

2

2

16

Таряшинова Е.П.

8

50

Техническая

«Робототехника»

2

2

2

5

5
4

Итого

116

17

Позднякова И.В.

4

97

Туристскокраеведческая

«Юные туристы
водники»

4

18

Степанова Л.Г.

6

30

Туристскокраеведческая

«Юные туристы
водники»,72ч.

1

19

Кокорина Л.Н.

4

25

Туристскокраеведческая

«Юный краевед»

1

1

2

6

5

Итого

152

1

20

Гомбоева Д.П.

6

30

Социальнопедагогическая

«Нормы русской
речи» 10кл

2

2

21

Гомбоева Д.П.

4

48

Социальнопедагогическая

«Развитие речи»

3

3

Социальнопедагогическая

«Развитие устной и
письменной речи»

3

3

3

8

8

22

Гомбоева Д.П.

8

45

1

11 кл

9 кл
Итого

123

23

Федотова Р. Н.

2

22

Естественнонаучная

«Знайка – Мир
вокруг нас»

1

1

24

Тришина И.А.

2

18

Естественнонаучная

«Знайка – Юный
математик»

1

1

2

2

2

Итого

40

25

Мазур Е.М.

8

50

Физкультурноспортивная

«Здоровые дети»

2

2

26

Хандошкина
А.М.

4

25

Физкультурноспортивная

«Здоровые дети»

1

1

75

1

1

3

3

20

56

41

Итого
Итого

1110

5

9

Художественная направленность -604, техническая -116, естественнонаучная -40, социально педагогическая -123, туристско-краеведческая -152, спортивная -75

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».