ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Общие сведения об образовательном учреждении Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Баргузинский дом детского творчества» Дата создания: Открыт в 1959 году как Дом пионеров Руководитель учреждения: Федотова Римма Николаевна – директор Юридический адрес: 671610 Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Ленина 32 Телефон: (30131) 41-5-21; сайт http:// barguz.buryatschool.ru E-mail: mbudo_barguzddt@govrb.ru Учредители (названиие организации или ФИО физического лица Администрация муниципального образования «Баргузинский район» в лице МКУ «Управление образования МО «Баргузинский район» Лицензия на образовательную деятельность: № 2144 от 30.09.2014г. Серия 03Л01 № 0000655 Направления деятельности: Учебно-воспитательная, информационно-методическая деятельность; познавательный отдых детей. ВВЕДЕНИЕ Образовательная программа МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с педагогическим советом образовательные цели учреждения; дополнительные общеразвивающие программы, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); является нормативно-управленческим документом, характеризует специфику содержания дополнительного образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Образовательная программа социальный заказ местного сообщества на реализацию дополнительных общеразвивающих программ художественной, технической, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социальнопедагогической и других направленностей. Образовательная программа адресована всем субъектам образовательного процесса: - администрации (для реализации путей развития учреждения), - педагогическому коллективу, - родителям обучающихся (для удовлетворения информационных запросов о содержании дополнительного образования, путях реализации целей дополнительного образования, соответствующих особенностям и возможностям, о задачах учреждения по повышению качества дополнительного образования; для развития продуктивных отношений между МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» и родителями, - обучающимся (для удовлетворения информационных запросов) В подготовке программы участвовали: администрация, члены педагогического коллектива. Программа утверждена педагогическим советом. Образовательная программа разработана и реализуется на основе следующих нормативных документов: – ФЗ «Об образовании» в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам /утверждён Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 – Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14 – Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республике Бурятия"; – Устав учреждения (утверждён Постановлением Администрации МО «Баргузинский район» № 94 от 24.02.2016г.); – «Положение о требованиях к дополнительным общеразвивающим программам МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» (утверждено Приказом директора № 25 от 31.05.2023 г.). – Локальные акты учреждения. Цель: Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся и педагогов, обеспечивающей возможности самоопределения, самореализации и укрепления здоровья каждого участника образовательного процесса. Задачи: 1. Создать необходимые условия для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; 2. Формировать и развивать творческие способности учащихся, выявлять, развивать и поддерживать талантливых учащихся; 3. Обеспечить доступность получения качественного дополнительного образования по направлениям деятельности учреждения, руководствуясь интересами личности, общества, государства. 4. Продолжить работу по обеспечению равного доступа всех детей к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ПФДО) 5. Продолжить работу в рамках мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 6. Создать условия для оптимизации и развития системы управления качеством образовательных услуг, форм и методов организационно-управленческой деятельности, обеспечивающей функционирование и развитие учреждения; 7. Обновлять, совершенствовать программно-методическое содержание дополнительного образования детей, его форм, методов и технологий, разработка программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий; 8. Повышать профессиональную компетентность педагогических работников с учетом требований профессионального стандарта педагога. 9. Внедрять новые формы методической работы, обеспечивающей развитие профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения 10. Развивать систему работы с одаренными детьми, а также совершенствовать формы работы с детьми с ограниченными возможностями. 11. Совершенствовать нормативно-правовую базу учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства; 12. Обновлять и расширять материально-техническую базу учреждения в целях создания комфортной информационно-образовательной среды. 13. Обеспечить безопасные условия пребывания детей и сотрудников в Учреждении, организации образовательной деятельности, досуговых мероприятий. 2 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Разработчики программы: педагоги ДО, методист, заместитель директора по УВР, директор Исполнители основных мероприятий программы: педагогический коллектив учреждения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Выполнение муниципального задания в полном объеме; 2. Выполнение плановых показателей охвата детей по сертифицированным программам; 3. Усовершенствование интерактивных форм организации профориентационной работы; 4. Обеспечение возможности получения обучающимися современного, качественного, конкурентоспособного дополнительного образования; 5. Увеличение количества обучающихся, включенных в учебно-исследовательскую деятельность; 6. Создание эффективной системы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями Баргузинского района; 7. Организация образовательной деятельности и содержание дополнительных общеразвивающих программ в соответствии системно-деятельностного подхода; 8. Повышение педагогического мастерства и профессиональной зрелости педагогических и руководящих кадров; 9. Оказание образовательных услуг в соответствии с запросами общества и социальным заказом со стороны родителей и учащихся; 10. Увеличение количества родителей (законных представителей), включенных в совместную деятельность; 11. Совершенствование межведомственного взаимодействия и сотрудничества с государственными и общественными организациями и учреждениями. В целом, все дополнительные общеразвивающие программы должны обеспечить: – освоение программных тематических знаний, умений и навыков; – практическую деятельность обучающихся в целях приобретения общественнополезного социального опыта через организацию проектной, творческой, исследовательской, трудовой деятельности. Условия достижения ожидаемого результата наличие актуальных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и методического обеспечения; высокий уровень профессионального мастерства педагогов; использование инновационных технологий обучения в сочетании с эффективными традиционными технологиями; доброжелательный микроклимат в Доме детского творчества; достаточная материально-техническая база, обеспечивающая учебный процесс; использование образовательного и культурного пространства поселения, района; межведомственное взаимодействие; привлечение родителей к сотрудничеству. I. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КАДРОВОМ СОСТАВЕ Важным условием результативной и качественной образовательной деятельности является грамотная кадровая политика и наличие профессиональных кадров. В МБУ 3 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» ДО «Баргузинский дом детского творчества» сформирован квалифицированный педагогический коллектив. Общая численность сотрудников составляет 20 человек. По штатному расписанию на 1 сентября 2023 года штат составляют должности: - директор – 1 ст; - методист – 1 ст; - заместитель директора по УВР- 1 ст; - педагог дополнительного образования – 12,11 ст; Обслуживающий персонал: - рабочий по обслуживанию – 0,5 ст; - зав.хоз - 0,5 ст; Основной состав педагогических работников имеет высшее и средне-специальное образование. Кадровый потенциал: укомплектованность педагогическими В ОУ по штатному расписанию кадрам; выделено 12,11 ставок педагога дополнительного образования. На данный момент штат укомплектован - общее число педагогов, работающих в ОУ 20 - перечень вакансий в соответствии со нет штатным расписанием - число – педагогов - совместителей 8 - число педагогов, имеющих нагрузку свыше 1 24 часов - % педагогов прошедших курсовую 100 % подготовку Имеют квалификационную категорию: - 3 высшую - 7 первую - 6 соответствие Средний возраст педагогов % педагогов, имеющих высшее образование Педагогический стаж 45 лет 80 % Кол-во человек 0 1-3года 4-5 лет 6-10 лет 11-15 лет 16-25 лет Свыше 25лет 1 1 4 4 6 4 5% 5% 20% 20% 30% 20% Коллектив учреждения работоспособен, педагогически грамотен. Большее количество педагогов в возрасте 30-55 лет. В коллективе есть педагоги, активно работающие и осваивающие новые технологии обучения и воспитания в дополнительном образовании. Профессионализм педагогов высоко отмечен правительственными наградами и почетными грамотами. 4 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» 1.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-воспитательная деятельность осуществляется в одноэтажном учебноадминистративном корпусе, расположенном в с. Баргузин, по улице Ленина 32. Для реализации общеразвивающих программ имеются учебные кабинеты-(12) оснащенные необходимым оборудованием (столы, стулья, средства наглядной агитации) и соответствуют требованиям и нормам СанПиН. В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» получено новое оборудование, которое активно используется в учебном процессе. Технические средства обеспечения образовательного процесса Количество Кем используется Год установки Состояние Педагогом 1992 Хорошее Кабинет ВИГ Педагогом 1995 Удовл. Электро - гитара Кабинет ВИГ Педагогом обучающимися и 1995 Удовл. Ударная установка Кабинет ВИГ Педагогом обучающимися и 1996 Удовл. Телевизор Метод кабинет Не используется 1997 Заточный станок Мастерская Педагогом 2003 Станок токарный металлу Синтезатор Токарный станок дереву 2шт. Где установлено по Мастерская по Мастерская Не используется Удовл. Педагогом обучающимися и 2003 хорошее Сверлильный станок 2шт. Мастерская Педагогом обучающимися и 2003 хорошее Электролобзик Мастерская и 2004 Треб.ремонт Компьютер Метод кабинет Педагогом обучающимися педагогами 2005 Удовл. Микрофоны 4шт. Кабинет ВИГ Педагогом обучающимися и 2007 Удовл. Микшерный пульт Кабинет ВИГ Педагогом 2007 Удовл. Сканер Метод кабинет Педагогами 2009 Удовл. Усилитель 2 шт. Кабинет ВИГ Педагогом 2007 Удовл. Электроутюг 2 шт Кабинет кройки и Педагогом шитья обучающимися и 2009 Удовл. с Кабинет кройки и Педагогом шитья обучающимися и 2009 Хорошее Швейные машинки электроприводом 5 шт. 5 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Мультимедийный проектор Педагогами 2012 Хорошее Станок строгально – Мастерская фуговальный «Мастеруниверсал» Педагогом 2014 Хорошее Ноутбук Педагогами 2015 хорошее Наборы для Кабинет Педагогом и робототехники обучающимися Швейные машинки с Кабинет кройки и Педагогом и электроприводом шитья обучающимися Ноутбук Кабинет Педагогом и робототехники обучающимися Принтер Метод кабинет Педагогами 2018 Новое 2018 Новое 2018 Новое 2018 Новое Музыкальный центр Хореография 2018 Новое ЗD-принтер Робототехника Программирование Робототехника Программирование Робототехника Программирование Робототехника Программирование Робототехника Программирование Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом зи обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися 2020 Новое 2020 Новое 2020 Новое 2020 Новое 2020 Новое Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися 2020 новое 2020 новое 2020 новое 2020 новое 2020 новое 2020 новое Педагогом и обучающимися 2020 новое Педагогом и обучающимися 2020 новое Интерактивная панель с мобильной стойкой Ноутбук - 15 штук Метод кабинет Метод кабинет Набор элементов для конструирования роботов Дополнительный набор элементов для конструирования роботов Датчик цвета Робототехника Программирование Ультразвуковой датчик Робототехника Программирование ИК-излучатель Робототехника Программирование ИК-датчик Робототехника Программирование Набор соединительных Робототехника кабелей Программирование Набор для Робототехника конструирования моделей Программирование космических летательных аппаратов Комплект для реализации Робототехника инженерных проектов с Программирование использованием робототехнических технологий Дополнительный набор к Робототехника комплекту для реализации Программирование инженерных проектов с 6 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» использованием робототехнических технологий Базовый набор для промышленной робототехники – 5 шт Ресурсный набор для промышленной робототехники – 5 шт Беспроводная камера набора для изучения промышленной робототехники – 5 штук Набор для создания программируемых моделей и гусеничных роботов – 2 шт Дополнительный набор для создания конвейеров – 5 шт Дополнительный набор сложных зубчатых передач – 5 шт Дополнительный набор звездочек и цепь – 5 шт Дополнительный набор внедорожных шин – 5шт Набор моторов для базового набора для изучения промышленной робототехники – 5шт Дополнительный набор моторов и сервоприводов 5 шт Дополнительный набор всенаправленных колес – 1 шт Дополнительный набор с джойстиком – 1 шт Дополнительный набор с захватом – 1 шт Стол для сборки роботов Робототехника Педагогом и Программирование обучающимися 2022 новое Робототехника Педагогом и Программирование обучающимися 2022 новое Робототехника Педагогом и Программирование обучающимися 2022 новое Робототехника Педагогом и Программирование обучающимися 2022 новое Робототехника Педагогом и Программирование обучающимися 2022 новое Робототехника Педагогом и Программирование обучающимися 2022 новое Робототехника Программирование Робототехника Программирование Робототехника Программирование Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися 2022 новое 2022 новое 2022 новое Робототехника Педагогом и Программирование обучающимися 2022 новое Робототехника Педагогом и Программирование обучающимися 2022 новое 2022 новое 2022 новое 2022 новое 2022 новое 2022 новое 2022 новое 2022 новое Робототехника Программирование Робототехника Программирование Робототехника Программирование Костровое оборудование - Туризм 1 шт Жилет плавательный -12 Туризм шт Гидромешок – 12шт Туризм Гидрокостюм – 12шт Туризм Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися 7 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Спальный мешок – 12 шт Туризм Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися 2022 новое Палатка хозяйственная – 1 шт Палатка туристическая с тентом – 3шт Каска туристическая – 12шт Радиостанция портативная – 2 шт Байдарки- 4 шт Туризм 2022 новое 2022 новое 2022 новое 2022 новое 2022 новое Катамаран -3 шт Туризм 2022 новое Рафт – R6 -1 шт Туризм 2022 новое Рафт – R8 -1 шт Туризм 2022 новое Светильники индивидуальные – 9 шт Оборудование для приготовления пищи – 1 шт Станок деревообрабатывающий многофункциональный учебный – 4 шт Инструмент для резьбы по дереву – 9 шт Комплект измерительных инструментов – 9 шт Плотницкий инструмент 9 Защитные очки - 9 Туризм 2022 новое 2022 новое Резьба по дереву Педагогом и обучающимися 2022 новое Резьба по дереву Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися Педагогом и обучающимися 2022 новое 2022 новое 2022 новое 2022 новое Стробоскоп Зазеркалье 2023 новое Контроллер Зазеркалье 2023 новое 2023 новое 2023 новое 2023 новое Туризм Туризм Туризм Туризм Туризм Резьба по дереву Резьба по дереву Резьба по дереву Система звукоусиления 2 Зазеркалье полосная Зазеркалье Звуковые колонки Светодиодный прожектор (ультрафиолет) + Зазеркалье Дистанционные микрофоны Зазеркалье Педагогом и обучающимися 2023 новое Головные микрофоны Зазеркалье Педагогом и обучающимися 2023 новое 8 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Педагоги в достаточной степени владеют современными информационными технологиями. Имеется электронная почта и выход в интернет. На территории выделена игровая зона, цветник. Начато обустройство спортивно-игровой площадки. В целом, санитарно-гигиенические и материально-технические условия соответствуют целям и задачам учебно-воспитательного процесса. II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. В концепции модернизации российского образования подчёркивается важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и подростков. Деятельность Дома творчества, характер и общие направления развития определяются, в первую очередь, Законом РФ «Об образовании», программой модернизации образования, Уставом учреждения. В документах заложены основные принципы обновления системы образования в обществе, определены стратегические цели развития системы образования, определена государственная политика по обновлению содержания образования. Согласно Концепции модернизации российского образования, дополнительное образование детей – это мотивированное образование за рамками основного, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовав себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: – создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога; – многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка; – личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; – личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого; – признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении; – применение таких средств определения результативности продвижения ребёнка в границах избранной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка. Государство определяет в качестве высшей цели образования – становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с себе подобными, государством на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентаций. Современные условия требуют от человека (личности) быстрого применения на практике полученных знаний; освоения множества «социальных ролей», которое предстоит выполнить в будущем каждому школьнику; актуализируют проблему раскрытия «моделей» человеческих взаимоотношений, воспитание толерантности; актуализируют 9 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» проблемы сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья, формирования стереотипа здорового образа жизни. При разработке образовательной программы мы учитывали, что, Дом творчества является системой, охватывающей детей и подростков во внеурочное время; время обучения и пребывания в учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды, когда наиболее интенсивно идет формирование ценностных ориентаций личности ребенка, когда происходит становление гражданской позиции. Поэтому так важно развитие принципов гуманизации в образовательной среде. Взятая за концептуальную основу. Гуманистическая педагогика как нельзя лучше отражает принципы педагогики дополнительного образования, так как ориентирует на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов (личностно-ориентированное обучение) и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании. Обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Закон Российской Федерации «Об образовании» прямо нацеливает образовательные учреждения на решение этой задачи и закрепляет в качестве принципа государственной политики «гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Учебно-воспитательная деятельность Дома творчества отстраивается в рамках личностно-ориентированного обучения, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создаёт условия для полноценного проявления, соответственно, развития личностных функций каждого участника образовательного процесса. Наша задача – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную, познавательную, творческую деятельность каждого ребёнка. Содержание образовательных программ, формы и методы, выбранные педагогами способствуют максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей детей. Педагоги применяют такие варианты дифференциации, как: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса; ориентация обучающихся старших групп на выбор профессии по профилю объединения. Одним из условий успешной реализации развивающей личностно-ориентированной деятельности является сочетание массовой, групповой и индивидуальной работы в объединениях. С позиций гуманистической педагогики, дом творчества всегда центральной фигурой в процессе обучения ставит ребёнка, а педагог организует ту образовательную среду, которая способствует самообразованию ребёнка опираясь на собственный потенциал и используя соответствующие технологии обучения. Отношения педагога и обучающегося находятся не в плоскости назидания, контроля и осуждения, а основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке. Понимая важность всех перечисленных позиций, Дом творчества ставит перед собой задачи по: – развитию творческих способностей детей в выбранных направлениях деятельности, формированию навыков самообразования, самореализации личности; –формированию у детей и подростков трудовой мотивации, активной жизненной позиции; 10 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» –организации учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическому обновлению всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, науки, техники и технологии; –обеспечению индивидуализации образования, личностно-ориентированного обучения и воспитания; –развитию отечественных традиций в работе с талантливыми детьми и, участию педагогических работников в научной деятельности; –воспитанию здорового образа жизни, экологическому воспитанию, формирующему экологическую культуру личности, бережное отношение к природе. Перечисленные выше позиции согласуются с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», принятой Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 года № 751. Формы образовательной деятельности. Гибкое сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных видов деятельности, а также формы, нацеленные на сбалансированное использование различных каналов передачи информации: 1. Интерактивные (ролевые игры, направленные дискуссии, инсценировки); 2. Направленные на эмоциональное восприятие (включая творческие и художественные виды деятельности); 3. Направленные на содействие развитию деятельностного поведения – работа в малых группах и обучение через сотрудничество (мозговой штурм, решение проблемных задач, природоохранная работа, междисциплинарные творческие и учебно-исследовательские проекты, ориентированные на решение социальноэкологических проблем). Гибкое сочетание перечисленных форм деятельности даёт возможность создать условия для развития и рационального и образного мышления, а также как познавательного, так и деятельностного поведения, навыков индивидуальной работы и сотрудничества. Цели образования требуют адекватных методов и методических подходов (используемых в сочетании с традиционными). Нами определены следующие: 1. Учёт различий в стилях познания, то есть в индивидуальных способах обработки Информации, а также использование форм, видов и методов образовательной деятельности, ориентированных на учащихся с различными особенностями восприятия. 2. Проблемное обучение – содействие развитию навыков решения проблемных задач, самостоятельного поиска знаний и обретения опыта их использования в повседневной жизни. 3. Интерактивное обучение – обучение, погружённое в общение, – ориентировано на активное усвоение учебного материала, более глубокое его понимание, развитие навыков решения комплексных, в том числе социально-экологических задач. Предполагает свободу обучающихся в решении образовательных задач, обратную связь в системе «учитель – ученики», непрерывное общение педагога с обучающимися, отслеживание реакции детей, диагностику состояния учебного коллектива. К интерактивным видам деятельности относятся ролевые игры, направленные дискуссии, инсценировки, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения комплексных проблем. 4. Обучение через сотрудничество – методика, используемая при работе в малых группах. Ориентировано на активное усвоение программного материала, более глубокое его понимание, развитие способности воспринимать чужую точку зрения, а также навыков сотрудничества и разрешения конфликтов при совместном решении проблем. 11 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» 5. Метод приоритета нравственных ценностей создаёт условия для построения на основе этики индивидуальной шкалы нравственных установок, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления, умения вырабатывать и отстаивать свою точку зрения в сложных жизненных ситуациях. Все вышеназванные концептуальные основы представляют собой единое образовательное поле, систему ценностей Дома творчества, воплощаемые в жизнь в ходе учебно-воспитательного процесса. Сегодня требуется принципиально новая система образования, в том числе и дополнительного. Оно должно быть непрерывным, постоянно обновляться, обеспечивать индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится формирование творческих компетентностей, готовности и умения человека обучаться в течение всей жизни. Ответы на вопрос, «Каким должно быть образование?», чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач, представлены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В ней обозначены пять основных направлений развития общего образования, к которым с неизбежностью будут подключаться все типы образовательных учреждений, включая и учреждения дополнительного образования детей. Такие направления, как развитие системы поддержки талантливых детей, укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала, обязательно найдёт отражение в деятельности нашего учреждения, и будет способствовать его успешности. III. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Система учебно-воспитательной работы - это комплексная система взаимосвязанных видов деятельности, целесообразных мер, методологических подходов, технологий, форм и методов учебно-воспитательной работы. Каждый блок имеет самостоятельное значение, но в то же время они взаимосвязаны схожими целями и задачами и единым образовательным пространством. Но перед каждым блоком стоят ещё и специфические задачи, определяющие развитость вида деятельности и его самодостаточность; этим обусловлено многообразие и выбор используемых методологических подходов. 3.1. Дополнительные общеразвивающие программы Основу учебно-воспитательной деятельности Дома творчества составляют дополнительные общеразвивающие программы естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой, технической, социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной направленностей. Система построения программ позволяет своевременно реагировать на все процессы, происходящие в обществе и отстраивать её в соответствии с конкретными социальными заказами сообщества. Каждая программа несёт в себе большой воспитательный потенциал, который реализуется через программные блоки-модули: проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, система досуговых развивающих мероприятий. Программы дифференцированы по возрасту детей, отличаются друг от друга по срокам и уровням реализации. В ходе учебного процесса имеющиеся образовательные программы корректируются, разрабатываются и реализуются новые программы, с учетом запросов обучающихся. Программы отличает технологичность – обучение на основе технологий, адаптированных под личностные особенности участников; вариативность, гибкость, 12 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» возможность свободно варьировать длительность и порядок освоения программ; возможность предоставить различные формы обучения; востребованность детьми и родителями. Образовательные программы представлены в учебном плане. Ежегодный анализ программ, анкетирование обучающихся, опрос общественного мнения родителей, результативность участия обучающихся в республиканских и всероссийских конференциях, конкурсах, показывает, что программы актуальны, востребованы, нацелены на успешность детей, пользуются популярностью у детей и родителей. Одним из ценностных приоритетов МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» является создание дополнительных общеразвивающих программ нового поколения, что способствует повышению привлекательности и конкурентоспособности учреждения. 3.2. Система воспитательных мероприятий Система воспитательных мероприятий является важнейшей составляющей и необходимым связующим звеном в действующей модели непрерывного дополнительного образования и воспитания. Мероприятия, подготовленные по технологии коллективно-творческого дела, имеют мощный позитив и несут двойной воспитательный эффект: во-первых, впечатления от самого мероприятия, влияющие на формирование определённых черт характера ребёнка, и, во-вторых, в рамках коллективно-творческого дела эффективно срабатывают притягательные методики такие как «Совместная деятельность детей и взрослых», «Педагогика сотрудничества», «Методики коллективной работы», а также использование феномена группового влияния на личность ребёнка. Каждое мероприятие, помимо воспитательной функции, оказывает действенную помощь педагогу, работающему в рамках своей образовательной программы. Мероприятия также срабатывают на развитие отношений творческого содружества между педагогами, между педагогами и обучающимися; между педагогами, обучающимися и родителями. В ходе многолетней работы сложилась своя система воспитательных мероприятий по направлениям: - экологическое; - здоровый образ жизни; - гражданско-патриотическое. Мероприятия носят комплексный характер и не ограничиваются одним днём. Помимо яркого праздника проводятся диагностики, выставки просмотра литературы, рисунков, циклы тренингов, ролевых, деловых игр, коллективнотворческих дел, природоохранных акций. Из года в год растёт популярность такого мероприятия, как «Спешите делать добро» (праздник для детей с ограниченными возможностями) которому предшествует серия разнообразных конкурсов, акций, тематических занятий. Праздник стал традиционным и проходит с привлечением общественности и родителей. Сегодня организация массовых воспитательных мероприятий выходит на более высокий уровень. Педагогами организуются проекты – это особая форма воспитательного мероприятия, которая синтезирует разнообразные виды деятельности всех его участников: это и знакомство с новой информацией, обогащённое использованием приёмов театрализации, художественного чтения, прослушивания музыкальных произведений, аудио и видеосопровождение, диалогиобсуждения проблем, связанных с темой проекта, разнообразные интерактивные игры. Всё это обеспечивает более глубокое восприятие материала через образ, усиливает эмоциональное воздействие, обеспечивает погружение в тему. 13 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Необыкновенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений, традиций. Экологическое воспитание выступает действенным средством в формировании здорового образа жизни. Концепция воспитательной системы МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» представлена в приложении. 3.3. Учебно-исследовательская деятельность Учебно-исследовательская деятельность занимает определённую нишу в учебновоспитательной работе и решает свой блок задач. Данный вид деятельности направлен на развитие у учащихся умения творчески и самостоятельно добывать новые знания путём изучения природы и объектов окружающей среды. В ходе выполнения исследовательской работы, обучающиеся усваивают доступные им элементы исследовательской методики, овладевают исследовательским опытом, что способствует углублению теоретических знаний. Развиваются системное и логическое мышление, творческие способности учащихся, которые в целом приводят к качественным изменениям личности, к его развитию, саморазвитию, меняя ценностные ориентации, поведение. Дети учатся думать критически, делать обоснованный выбор, максимально мобилизовать и реализовать себя во взаимодействии с окружающим миром. А это как раз те качества, чтобы стать активными и информированными гражданами, вносящими свой вклад в устойчивое развитие общества, региона и мира в целом. Исследовательская работа, как и другие виды творческой деятельности, значительно повышает общий интеллект ребёнка, увеличивает его аналитические потенции, но это достаточно долговременный процесс. Когда же учащийся ставит перед собой конкретные вопросы: «Что влияет?» и «Как влияет?» и отвечает на них, он, прежде всего, пополняет свой конкретный багаж знаний, учится видеть скрытые от поверхностного взгляда процессы. На сегодняшний день учебно-исследовательская работа, проектная деятельность представляет собой систему, которая проводится в рамках образовательных программ «Фантазия», «Туризм и спортивное ориентирование», «Мода и дизайн », «Начальное техническое моделирование и конструирование». За последние три года обучающиеся и педагоги Дома творчества приняли участие в районных, республиканских, всероссийских и международных конференциях, конкурсах, занимая призовые места. IV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2023-2024 учебный год Учебный план составлен на основании нормативно-правовой базы с учётом нормативно-правовых оснований (Федеральный закон «Об образовании» в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 /утверждён Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республике Бурятия"; Устав учреждения (утверждён Постановлением Администрации МО «Баргузинский район № 94 от 24.02.2016г.); «Положение о единых требованиях к дополнительным общеразвивающим программам МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Учебный план направлен на реализацию целей и задач, стоящих перед коллективом Дома творчества. Учебный план составлен на один учебный год, корректируется в каждом полугодии и в зависимости от изменений учебной нагрузки педагогов. Учебный план обеспечен необходимыми программно-методическими компонентами: дополнительными общеразвивающими программами, методической и др. необходимой литературой. В Доме детского творчества занимается 1110 обучающихся в 26 детских объединениях. Из 56 групп 20 занимаются на базах образовательных организаций 14 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Баргузинского муниципального округа. Образовательный процесс в МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» ведется путем реализации разнообразных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, по следующим направлениям. Программы художественной направленности – 43 % ориентированы на развитие общей и эстетической культуры, художественных способностей и склонностей в избранных видах творчества; носят выраженный креативный характер; предусматривают возможность творческого самовыражения и импровизации ребенка. На занятия объединений художественной направленности допускаются дети от 5 лет. Программы декоративно-прикладного творчества реализуется для детей возрастных категорий с 5 до 18 лет, и предоставляют детям возможность получить навыки работы с самыми разнообразными художественными материалами и техниками, помогают в профессиональной ориентации. Занятия в объединениях обеспечивают детям развитие эстетического вкуса, расширение уровня грамотности в области народных ремесел, приобщение к региональным культурным ценностям. Опыт, полученный на занятиях рукоделием, приносит хорошие результаты в получении учащимися первых навыков мастерства, даёт представление об истинной красоте народного искусства, неутомимом труде и талантливости нашего народа. Главной задачей музыкального воспитания нужно считать не столько обучение музыки, сколько воздействие через музыку на нравственность детей. Музыка формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и, в конечном счете, влияет на нравственность. Программа вокального пения не ставит своей задачей воспитать профессиональных певцов, однако дает возможность раскрыть ребенка и на хорошем уровне, развить музыкальные и творческие способности учащихся. Программы естественнонаучной направленности - 15%: Программы по экологии дают возможность детям от 7 лет изучать местную флору и фауну, постигать законы природы, формировать экологическое мышление подрастающего поколения. Программы социально – гуманитарной направленности - 42%. Программы социально – гуманитарной направленности направлены на изучение тем и разделов помогающих учащимся строить гармоничные отношения с миром и социумом, а они начинаются с гармонии с самим собой, поэтому необходимо побуждать интерес ребенка к своей личности, к её развитию через самопознание, самовоспитание и самореализацию. Во время обучения дети активно включаются в проектную деятельность, что помогает развитию навыков работы в группе, в команде, творческих и интеллектуальных способностей. Содержание программ соответствует интересам, образовательным потребностям, учитывает уровень развития детей и включает: – планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала; – педагогические технологии развития ребенка и определения результатов педагогической деятельности; – организацию образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей; – материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательногопроцесса с указанием необходимых материалов и оборудования. Широкий спектр дополнительных общеразвивающих программ позволяет создать условия для свободного выбора учащимися различных форм дополнительного образования, способствующих творческому самоопределению ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, интересами, потребностями. В основу своей образовательной деятельности, педагогический коллектив работает над формированием жизненных ценностно-смысловых ориентиров обучающихся, развитием мотивации к познанию, творчеству, удовлетворению 15 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» образовательных потребностей за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческих способностей у детей, адаптацию их к жизни в обществе, укрепление здоровья, организацию содержательного досуга и занятий по дополнительным образовательным программам. Аннотация к программам: «Сольное пение» Дети в возрасте от 6 до 15 лет получают музыкальное и эстетическое развитие; воспитание вокальных навыков, разучивание песенного репертуара, концертная деятельность, развитие голоса и слуха. Цель занятий способствовать общему музыкальному развитию ребенка, развить музыкальную память, установить координацию между слухом и голосом, обучить пению по нотам, дать знания по музыкальному сольфеджио, правильно интонировать, петь с сопровождением и без него. В результате обучения дети будут знать основные понятия вокального искусства, иметь основные певческие навыки, выполнять основные указания в работе по руке дирижера, осмысленно и выразительно исполнять песни, следить и оценивать качество звука. «Фантазия» Общеразвивающая программа изобразительной деятельности составлена по возрастному принципу. В учебных группах занимаются дети 6-15 лет. Цель курса - развитие художественно - творческих способностей обучающихся. Программа предусматривает отработку технических навыков рисования, развитие воображения, творческой фантазии, образного мышления. Основные виды работ — рисование с натуры, по памяти, по наблюдению, композиционная и декоративная работа. Соотношение этих видов работы изменяется по годам обучения соответственно возрастным особенностям учащихся. В изобразительном творчестве старшеклассников проявляется стремление к более глубокому овладению профессиональными навыками. Это желание усиливается еще тем, что многие рассматривают занятия как подготовку к будущей профессии, к поступлению в художественное учебное заведение. «Затейник» Театральный жанр способствует многоплановому развитию личности, раскрытию творческих способностей детей 9-17 лет, формирование потребности к самовыражению, стимулирование театральной деятельности, участие в постановке спектаклей. Театр способствует созданию условий для социально-психологического комфорта и адаптации детей в обществе. Занятия проводятся по 2-м направлениям: драматический театр, художественное слово. В основе учебной программы лежат классические традиции русской театральной школы. Основная цель - развитие художественно-творческих способностей детей, работа по сценическому воплощению пьесы. Проводятся беседы об искусстве, совместные просмотры спектаклей и их обсуждение, посещение выставок, творческие встречи с артистами. Занятия в театральной студии способствуют развитию образного мышления, памяти, воображения, творческой активности, общительности и самостоятельности детей. «Начальное техническое моделирование и конструирование» Актуальность образовательной программы обосновывается острым востребованием научнотехнических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики страны. Техническая направленность программы «Начальное техническое моделирование и конструирование» предусматривает удовлетворение интереса к технике и техническим знаниям, обучение конструктивному мышлению, разъяснение значимости и престижности политехнических профессий в современном обществе. Программа ориентирована на учащихся 3-8 классов, с учетом подростковых особенностей этого возраста. В этом возрасте происходит формирование основных качеств подростка, которые в воспитание упорства в 16 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» достижении творческих целей, развитие трудовых навыков, технического кругозора дальнейшем определяют черты характера, это пора стремлений к достижению знаний, умений, навыков, пора интенсивного духовного и физического развития всего, что формирует социально-активного члена общества. «Мода и дизайн». В отличие от типовой, настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных техник ручного труда, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с современным народным творчеством. Обучение в творческом объединении основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребенка, реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка (доступность процесса обучения для детей с разной степенью интеллектуальных способностей и психического развития). Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок. «Зазеркалье» программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» Дополнительная общеразвивающая программа относится к программам художественной направленности, так как ориентирована на коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества. Дети учатся общаться, владеть своим телом, у них развивается умение фантазировать. Занятия способствуют развитию эмоциональной сферы, внимания, что помогает и в учебе. Это способ самовыражения, самореализации. «Волшебный узелок» Вязание - один из старинных и интересных видов декоративно-прикладного искусства. Не смотря на большие темпы роста трикотажного производства, а также разнообразие ассортимента трикотажных изделий, интерес к ручному вязанию не угасает. Занятие вязанием развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Подбор ниток, выбор фасона, узора, создание изделия - занятие увлекательное и очень нужное, полезное в повседневной жизни. Кроме того, вязание, по оценке ученых, успокаивающе действует на нервную систему, снимает стрессы и приносит огромное удовлетворение от выполненных работ. В этом заключается актуальность курса «Волшебный узелок». Ручное вязание как вид декоративно - прикладного творчества используется не только в одежде, но и для декоративных изделиях для украшения домашнего быта. Интерьера (декоративные салфетки, дорожки, панно и др.) Усвоив основные приемы вязания, можно создавать большое количество оригинальных узоров. Программа обучения вязанию предусматривает выполнение большого ассортимента изделий: шарфы, варежки, носки, салфетки, шали и т. д. В кружке занимаются девочки возраст 7-15 лет. Курс обучения планируется на 2 года с расчетом на самостоятельную работу учащихся. Направленность программыхудожественная. Отличительной особенностью дополнительного образования является то, что здесь нет традиционной 5-ти бальной оценки знаний и умений. Но поскольку подведение, итогов работы - необходимый момент в творческой деятельности членов кружка, наиболее приемлемой формой оценки является коллективный просмотр выполненных изделий, их совместное обсуждение. Это позволяет детям оценивать свои работы и работы товарищей. Результативность деятельности можно выявлять в ходе самостоятельной работы, при выполнении творческих работ, при защите творческих проектов. «Резьба по дереву» - программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» 17 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Занятие резьбой по дереву развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает научиться пользоваться различными инструментами. Дополнительная общеобразовательная программа «Столяр» ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда одного из видов народного искусства – резьбы по дереву и направлена на овладение воспитанниками основных приемов и способов изготовления изделий из древесины. Программа «Столяр» является прикладной, носит практико-ориентированный характер. Данная программа способствует всестороннему развитию обучающихся, формированию у них способностей к самоизменению и самореализации, что создает условия для успешного вхождения в культурную и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивает право выбора обучающимися содержания образования и организации образовательного процесса в соответствии с их интересами и запросами в рамках государственного образовательного стандарта. «Робототехника» - программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» Выбор данной программы по «Робототехнике» составлен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал. «Ларец творений» Программа наполнена развивающими художественно– эстетическими занятиями обеспечивающими ребенка комфортной эмоционально эстетической средой. Дети познакомятся с различными приемами и техниками художественного творчества, не требующих специального оборудования. Создание программы «Ларец творений» вызвано актуальностью развития мелкой моторики рук, пальцев, развития креативного и творческого мышления и пространственно образного мышления, путем выполнения практической деятельности. Работа с тестом в сочетании с лепкой, с обязательной росписью представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Она расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и позволяет овладеть полезными техническими навыками, тренирует глаз и руку. Трехмерное изображение объемных предметов помогает детям познавать предметы в реальной полноте их форм. «Нормы русской речи» Программа «Нормы русской речи» имеет социально-педагогическую направленность и относится к группе гуманитарных программ (расширение знаний по филологии). Актуальность и педагогическая целесообразность данного курса в современном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании общей культуры личности, а с другой — серьезным 18 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» снижением уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативности речи. О культуре речи можно говорить только при условии владения нормами языка, ведь понятие нормы является стержнем, основным признаком литературного языка. Это делает курс «Нормы русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся. Новизна программы заключается в её практической направленности. «Развитие речи» Программа «Развитие речи» имеет социально-педагогическую направленность и относится к группе гуманитарных программ (расширение знаний по филологии). Направлена на расширение, систематизацию и практическое закрепление умений и навыков правильной речи, соответствующей требованиям русского литературного языка. Настоящая программа адресована для обучающихся с 15-18 лет. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недели, 72 часа. «Развитие устной и письменной речи» Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие устной и письменной речи» имеет социально-педагогическую направленность и относится к группе гуманитарных программ (расширение знаний по филологии). Программа предусматривает теоретические виды занятий, практические работы по овладению необходимыми речевыми умениями и навыками, задания творческого характера. Владение родным языком — один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Существующая система школьного образования не предусматривает обязательных курсов, закрепляющих и развивающих навыки владения средствами родного языка, поэтому система дополнительного образования детей призвана восполнить этот пробел. Актуальность и педагогическая целесообразность данного курса заключается в создании условий для систематизации и расширения знаний обучающихся, более полного развития речевых способностей выпускников, формирования у них правильной, богатой и выразительной речи. Рассчитана для обучающихся в возрасте от 14 до 16 лет на 1 год обучения. «Знайка» Программа «Знайка» имеет естественнонаучную направленность. Программа призвана сформировать у ребенка эту внутреннюю позицию обучающегося: осторожно, очень корректно, посредством осуществления всестороннего воспитания и специальной подготовки к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе, а также предметов, способствующих развитию художественного вкуса. Программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка, обеспечивает максимальную включенность в практическую деятельность, связанную с миром чувств ребенка, его эмоций. «Юные туристы водники» - программа участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» Актуальность программы «Юные туристы водники» заключается в том, что она предоставляет возможность педагогу дополнительного образования осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к родному краю, развивать мелкую 19 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» моторику рук, художественно-эстетический вкус. На занятиях дети знакомятся с различными видами туризма и спортивного ориентирования: пешеходный, водный, горный виды туризма, ориентирование в заданном направлении, ориентирование по выбору, ориентирование в заданном направлении, лабиринт и др. «Театр и дети» Дополнительная образовательная программа «Театр и дети» (далее - Программа) определяет содержание кружковой работы с детьми дошкольного возраста от 5 до 6 лет, имеет художественную направленность, рассчитана на 1 год обучения, составлена на основе программы художественно-эстетического воспитания «Театральная палитра» под редакцией О.В. Гончаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2010. Включение воспитанников в театрализованную деятельность способствует развитию у них психических процессов: памяти, воображения, фантазии, внимания, зрительного восприятия, подражательности, как основе самостоятельности, расширению словарного запаса, развитию просодической стороны речи, её выразительности. Программа реализуется через кружковую работу. Занятия театрализованной деятельностью проводятся с детьми 5 лет - 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут. «Здоровые дети» Основой программы являются развитие физических качеств человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость. Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года В процессе ОФП учащиеся совершенствуют умение управлять движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, которые способствуют гармоническому развитию детей. «Лавка чудес» В последнее время заметно повысился интерес к творческому ручному труду. Изделия декоративно-прикладного творчества поражают своей простотой, оригинальностью и красотой. Декоративно-прикладное творчество включает в себя довольно много видов рукоделия это вышивка, аппликация, плетение, лепка, шитье, роспись, также лоскутная техника и т. д. Чаще всего ручной труд становится любимым хобби. Актуальность дополнительной образовательной программа «Лавка чудес» заключается в том, что она позволяет ребёнку соприкоснуться с различными видами народного промысла, ознакомиться с простейшими технологическими приёмами и способами изготовления поделок и самоопределиться в выборе занятия «для души». «Зазеркалье» Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, театральная деятельность требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления на сцене 20 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Занятия по данной программе формируют в ребенке смелость публичного выступления. Дети становятся раскрепощенными, учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. «Юный краевед» Программа «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Интеграция природоведческих и социальных знаний формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. 4.1 Реализация дополнительных общеразвивающих программ Образовательная деятельность осуществляется на основе модифицированных программ. Программы имеют различные направленности, отличаются друг от друга по срокам и уровням реализации. В ходе учебного процесса имеющиеся образовательные программы корректируются, разрабатываются и реализуются новые программы, с учетом запросов обучающихся. Продолжительность академического часа в группах обучающихся первого года - не более 40 минут, а в более старших возрастных группах - не более 45 минут, с 10-ти минутным перерывом между занятиями, а между группами не менее 15 минут. Учебные нагрузки первого года обучения - 4 часа в неделю (могут быть 2 часа в неделю), второго и последующих лет – 6 часов в неделю, Дополнительные общеразвивающие программы в зависимости от года обучения могут быть рассчитаны (в зависимости от часовой нагрузки педагога): - на 72 часа (занятия проходят по 2 академических часа один раз в неделю или по 1 академическому часу два раза в неделю); - на 144 часа (занятия проходят по 2 академических часа два раза в неделю) для первого года обучения; - на 216 часов (занятия проходят по 2 академических часа три раза в неделю) для второго и последующих лет обучения; - на 324 часа (занятия проходят по 3 академических часа три раза в неделю. 4.2 Организация учебных групп В новом учебном году наблюдается расширение сети обучения дополнительным образованием посредством создания новых мест, в том числе по сетевому взаимодействию. В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Для этого Дом детского творчества расширил образовательные границы. Сотрудничаем с МБОУ Улюнская сош им.С.Хамнаева» художественная направленность объединение «Лавка чудес» - 25 детей, «Зазеркалье!» - 25 обучающихся, МБОУ «Сувинская сош» туристско21 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» краеведческая направленность, объединение «Юные туристы водники», 30 обучающихся. МБДОУ «Баргузинский детский сад №2 «Тополек»»естественнонаучная направленность, объединение «Знайка», 35 детей, МБДОУ «Баргузинский детский сад «Соболенок», 50 детей, МБОУ «Уринская сош»: техническая направленность «Робототехника» -50 детей и спортивная направленность «Здоровые дети» - 50 детей, МБДОУ «Баргузинский детский сад «Березка» - 48 детей. Из них созданы дополнительные места по направленностям: техническая – 120, художественная – 130 детей, туристско-краеведческая – 152. Деятельность обучающихся осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных детских объединениях по интересам в течение всего учебного года. Организация образовательного процесса выстроена на основе учебного плана, разработанного ДДТ самостоятельно, регламентируется расписанием занятий, составленного в соответствии с благоприятным режимом труда и отдыха обучающихся, возрастными особенностями детей, санитарно – гигиеническими нормами. Учебные группы комплектуются в сентябре с 1 по 15 число. Учебный год длится 36 учебных недель. Начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая отчетным праздником – подведением итогов. 4.3 Подготовка и утверждение расписания учебных занятий Режим работы, учебная нагрузка и режим занятий обучающихся устанавливаются на основании учебного плана в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Детские объединения работают согласно расписанию, составленному директором для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей по представлению педагогов с учетом возрастных особенностей обучающихся и режима работы учреждения. Для заместителя директора по УВР, методиста установлена 36-часовая рабочая неделя. Для директора, уборщика служебных помещений установлена 36- часовая рабочая неделя. Для педагогов дополнительного образования устанавливаются выходные дни с учетом расписания занятий, графиков работы и проведения массовых мероприятий. Образовательный процесс проходит в две смены: Первая смена занимается с 8.30 до 12.00; Вторая смена занимается с 13.30 до 17.30. 4.4 Результативность образовательного процесса Итоги работы учреждения подводятся по количественным и качественным результатам. Качество образования в системе дополнительного образования детей – это комплексная характеристика процесса и результатов обучения, воспитания и развития детей, отражающая полноту выполнения дополнительных общеразвивающих программ, качественную успеваемость, сохранность контингента и результативность участия обучающихся в различных выставках, конкурсах, фестивалях. В течение учебного года контроль за выполнением дополнительных общеразвивающих программ осуществлялся при: -утверждении календарного учебного графика; - посещении и анализе занятий; -проверке журналов учета работы объединений; -отчетах педагогов. Два раза в год проходит оценка и анализ освоения общеразвивающих программ, составляется график проведения зачетных итоговых занятий, результаты оформляются протоколами для каждой группы обучающихся, определяется успешность прохождения программы. 22 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Объективный и систематический контроль учебной деятельности обучающихся является важнейшим средством управления учебно-воспитательным процессом, т.к. содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации занятий обучающихся и усилению их ответственности за качество своего труда. Контроль проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, участие в конкурсах, соревнованиях, участие в выставках и др. Отслеживание результатов выполнения программ фиксируется в виде таблиц, диаграмм, делается количественный и качественный анализ диагностических исследований. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для проведения общеразвивающих программ имеется: Учебная литература по направлениям (естественнонаучное, туристскокраеведческое, художественное, техническое, социально-педагогическое). Научно-популярные издания; Нормативные документы; Фотоматериал (из архива Дома детского творчества) Видеофильмы; Учебный материал на СD, DVD-дисках; Интернет-источники. Ведущее место в обучении, воспитании и развитии отведено методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность обучающихся. Высока доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации, включая, наряду с учебным пособием, дополнительной литературой, периодической печатью, Интернет, непосредственное взаимодействие между представителями различных социальных групп и секторов общества (администрацией, предпринимателями, общественностью, средствами массовой информации). Таким образом, специфической чертой обучения является его коммуникативно-ориентированный характер, в основе которого различные виды взаимодействия: педагога и учащихся, учащихся друг с другом, а также взаимодействие обучающихся со своим социоприродным окружением. Наряду с аудиторными занятиями используются и другие формы обучения: Доминирующим направлением также является групповая форма работы. Приоритетность групповой формы организации работы учащихся продиктована необходимостью развития организационных и коммуникативных способностей, умения учитывать позицию другого человека, навыков сотрудничества при выявлении решении проблем, при разработке и реализации проектов. Кроме того, работа в группах позволяет дифференцированно ставить перед обучающимися учебные задачи, оперативно диагностировать и корректировать результаты обучения. Формы, методы, технологии При выборе технологии, форм и методов работы педагоги руководствуются: – уровнем познавательных интересов и возможностей обучающихся; – возможностями выбранной программы; – уровнем учебно-методического обеспечения; – своей творческой индивидуальностью; 23 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» – соответствием технологий возрастным, психологическим особенностям обучающихся, что выражается в использовании активных форм обучения с целью развития познавательных интересов, удовлетворение самовыражения обучающихся, успешности и стремление быть увиденным и отмеченным; – способностью к дифференциации и индивидуализации образовательного процесса с целью ориентации на успех каждого учащегося; – применением технологий, позволяющих видеть и сопровождать в процессе обучения каждого обучающегося с учетом его индивидуальности; Методы и формы определяются с учётом требований, опирающихся на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, развития личности, формирования организационных и интеллектуальных навыков критического, системного, проектного, прогностического мышления, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми при комплексном решении социальноэкологических проблем. В связи с этим основные приоритеты методики в рамках проводимых программ: – Междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; – Обучение через опыт и сотрудничество; – Учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся в различных стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальный, визуальный и кинестетический); – Метод приоритета нравственных ценностей, призванный обеспечить готовность к ответственному моральному выбору; -субъектный подход; Ведущее место в обучении, воспитании и развитии отведено методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность обучающихся. Высока доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации, включая, наряду с учебным пособием, дополнительной литературой, периодической печатью, Интернет, непосредственное взаимодействие между представителями различных социальных групп и секторов общества (администрацией, предпринимателями, общественностью, средствами массовой информации). Таким образом, специфической чертой обучения является его коммуникативно-ориентированный характер, в основе которого различные виды взаимодействия: учителя и обучающихся, учащихся друг с другом, а также взаимодействие школьников со своим социоприродным окружением. Интерактивные технологии Интерактивное обучение – это обучение, погружённое в общение. К методам интерактивного обучения относятся такие методы, которые способствуют вовлечению обучающихся в активный процесс получения и переработки знаний (мозговой штурм, дебаты, дискуссии, игровое моделирование, ролевые игры, деловые игры и т.д.). Эти формы обучения позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи. Подобные занятия позволяют детям самостоятельно решать трудные проблемы, выйдя из привычной роли наблюдателя и потребителя, создают высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Основная форма интерактивного обучения – игра. Практика работы с детьми показывает, что детям любого возраста можно объяснить сложные понятия, 24 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» сформировать верные представления о природных процессах с помощью правильного использования игровых методов. Игровые формы – универсальное средство в деле становления личности. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях: 1. Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности. 2. Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение занятий в увлекательное приключение. 3. Коммуникативная функция – объединение учащихся в коллектив и установление эмоциональных контактов. 4. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. 5. Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объёмов информации. 6. Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, для активизации резервных возможностей личности. 7. Воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций. Проектный метод обучения Проект – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Специфика метода проектов: открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; отребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность; окружающий мир, природную и социальную среду; обствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; оектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту. Т.е., специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной); педагогической воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. В воспитательной деятельности дома творчества сложилась своя система КТД в ходе проведения: 25 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Спектаклей. VI. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Формы работы с родителями: - консультации при записи в объединения; - родительские собрания 2 раза в год; - индивидуальные встречи и беседы; - открытые занятия для родителей; - индивидуальные консультации в течение года; - совместные культурно - досуговые мероприятия и экскурсии. Наряду с информированием родителей о содержании образования и об успехах их детей, родители активно вовлекаются в процесс работы объединений, привлекаются к процессу обучения. Организация совместной деятельности детей и родителей служит для поднятия престижа семьи, сплочения семьи через общие интересы и увлечения. Повышение роли семьи – это путь к социализации подрастающего поколения. Основной принцип в работе с семьей – индивидуальный подход и использование индивидуальных методов работы с родителями. Родители детей, особенно младших школьников, с удовольствием присутствуют на открытых мероприятиях, мастер-классах. VII. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Мониторинг позволяет несколько стандартизировать в рамках нашего учреждения контрольно-измерительные функции, сформулировать единые требования к качеству дополнительного образования. Основные результаты, достижение которых предполагается программой: 1. Количественные результаты, т.е. результаты, выраженные в конечной форме достигнутого итога. Это такие показатели как: — количество учебных групп; — количество детей; — показатели контингента обучающихся; — сохранность контингента; — процент посещаемости занятий; — количество участников конкурсов и победителей в них. 2. Качество обучения: – качество преподавания, полнота реализации образовательной программы, стабильность работы объединений; — качество воспитания – планирование и качество воспитательной работы, уровень воспитывающей деятельности коллектива, взаимодействие с родителями, воспитывающее воздействие педагога; — развитие воспитанников – уровень индивидуального развития, мотивация к знаниям, творческая активность, достижения; — профессиональная компетентность педагогов – освоение новых педагогических технологий, итоги аттестации кадров, уровень квалификации педагогов. Мониторинг может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей. Система педагогического мониторинга представляет собой совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов образовательно-воспитательного процесса на основе результатов освоения образовательной программы и степени удовлетворения образовательных потребностей. Целью мониторинга является создание необходимых условий для достижения современного качества дополнительного образования, 26 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» совершенствования деятельности педагогического коллектива и повышения его профессионального мастерства. Задачи мониторинга реализации образовательной программы: 1. Определение критериев качества реализации программы; 2. Отбор средств диагностики достижения ожидаемых результатов; 3. Выявление индивидуальных особенностей учащихся для наиболее эффективной организации образовательной деятельности и коррекции образовательных программ педагогов. Объекты мониторинга: Инструментарий педагогического мониторинга: 1. Обучающиеся 2.Педагоги - диагностические карты - тестирование; - открытые и контрольные занятия; - опрос; наблюдение; анкетирование; анализ результатов участия в выставках, фестивалях, конкурсах различных уровней. 3. Программнометодическое обеспечение 4. Материальнотехническое обеспечение. Анализ Инвентаризация средств Система показателей мониторинга включает следующие их группы: • сформирозванность умений и навыков; • воспитанность обучающихся; • уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся; • технологичность образовательной программы; • актуальность содержания образования для современного человека, обеспечиваемого образовательной программой; • полнота реализации образовательной программы; • наличие подготовленных и мотивированных педагогических кадров. ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВАЯ, ДОСУГОВАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ Организационно-массовая и воспитательная работа является частью образовательного пространства Дома детского творчества. Она имеет дополнительную образовательную функцию и строится на основе познавательных программ, направленных на удовлетворение потребностей учащихся в образовании, отдыхе, общении, самовыражении путем организации содержательного досуга детей, подростков с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей развития через различные направления организационно-массовой деятельности. Широкий спектр программ позволяет принимать участие большого количества учащихся Дома детского творчества и учащихся из Баргузинского района Основные направления воспитательной и организационно-массовой деятельности Дома детского творчества способствуют достижению цели - созданию оптимальных условий для формирования личности учащегося, обладающей 27 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» ключевыми компетентностями и самосознанием, владеющей практическими навыками в различных видах деятельности и испытывающей потребность в творческом развитии и здоровом образе жизни. Основными формами организации воспитательной деятельности в Доме детского творчества являются: - массовые мероприятия: концерты, конкурсно-игровые программы, конкурсы, турниры,выставки, праздники. - групповые: игры по станциям, акции, игры, мастерклассы, экскурсии, викторины. - индивидуальные: персональные выставки, консультации, занятия. К нам приходят дети по велению своего сердца, заниматься любимым делом, у нас многообразие видов деятельности, создание ситуации успеха для каждого, создание условий для самореализации, самопознания,самоопределения личности. Мы не только даем ребенку информацию, главное – мы включаем его в деятельность. Когда ребенок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, человеческого знания, приобретает умения и навыки, вглядывается в мастерство своих рук, в совершенство своего труда, тогда ребенок имеет возможность выбирать и осваивать свой выбор. 28 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» Мероприятия по реализации мониторинга Объект Содержание мониторинга Педагогический мониторинг 1. Совершенствовани Проведение открытых занятий, накопление и е форм и методов обобщение передового опыта, работа по организации самообразованию занятия 2. Кадровый состав Количественные показатели состава педагогических работников. Анализ сохранности педагогических кадров 3. Повышение Участие педагогов в работе педагогического, квалификации методического советах, мастер-классах, педагогов оформление тематических стендов. Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации педагогов, аттестация педагогов на более высокую квалификационную категорию. 4. Оценка Анкетирование, анализ динамики эффективности профессиональной деятельности, анализ профессиональной сохранности обучающихся воспитанников. деятельности педагогов 5. Удовлетворенность Анкетирование педагогов с последующим педагога анализом, который позволяет определить профессиональной удовлетворенность педагога условиями труда деятельностью и организацией деятельности учреждения. 6. Изучение Анкетирование педагогов с последующим психологического анализом, позволяющим установить, 29 Ответственные Сроки Директор, методист Ежегодно в течение учебного года Администрация Ежегодно в течение учебного года Администрация Ежегодно в течение учебного года Методист Ежегодно в течение учебного года Администрация Январь Администрация Январь Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» климата коллективе в насколько комфортно чувствует себя педагог в коллективе. 7. Диагностика достижений педагога Банк достижений педагога, содержащий информацию, анализ, который позволяет отслеживать уровень и частоту наград педагога, активность его участия в конкурсах, выставках, фестивалях. Обеспечение образовательного процесса 1. Анализ уровня Анализ имеющихся и поступивших обеспеченности пособий. учреждения методическими пособиями 2. Оценка учебно- Собеседование с педагогами. тематического планирования образовательных программ 3. Оценка работы учебных Оформление кабинетов, накопление кабинетов дидактического материала. 4. Выполнение Устава, Контроль посещаемости, ведение правил внутреннего педагогической документации, трудового распорядка соблюдение трудовой дисциплины. 5. Обновление содержания и Сравнительный анализ итогов учебного организации года образовательного процесса 6. Оценка инновационной Сбор и анализ информации, деятельности учреждения характеризующей результаты инновационных процессов. Мониторинг качества обучения 30 Методист Ежегодно в течение учебного года Методист Ежегодно Методист Август Администрация, методист Администрация В течение учебного года Методист Ежегодно В течение учебного года Директор, методист Ежегодно Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» 1. Выполнение образователь Анализ выполнения образовательной Педагоги, методист ной программы программы Характеристика социального состава воспитанников В течение года 1. Исследование количественных показателей воспитанников В течение года Анализ количества детей в Методист объединениях, по направленностям, количество мальчиков и девочек, контроль сохранности контингента. Мониторинг качества воспитания 1. Уровень воспитанности Диагностика воспитанников по методикам: «Репка, или какие Педагоги, качества я в себе вырастил?», «Хранилище человеческих качеств». методист Проведение методики Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности, методику С.М. Петровой «Пословицы, Методика М. Рокича для исследования ценностных ориентации школьников. Сентябрь, май 2. Удовлетворенность Анкетирование воспитанников и родителей. воспитанниками и их родителями организацией образовательного процесса Методист В конце года 3. Результативность участия Банк данных достижений воспитанников воспитанников в конкурсах, фестивалях, выставках Педагоги В течение года 31 Образовательная программа 2023-2024гг.. МБУДО «Баргузинский дом детского творчества» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://минобрнауки.рф/документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образован ия_(Проект).pdf. 2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://dopedu.ru/attachments/article/87/Приказ%20ДОП.pdf 3. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей 4. Адамский А.И. Образовательная политика: гражданский заказ системе образования (проблематика, стратегия развития системы образования). – Улан-Удэ: 2007. – 20 с. 5. Астраханцева С.В. Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема. // ж. Дополнительное образование и воспитание № 2/2007. – с. 13-20. 6. Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования. // ж. Дополнительное образование и воспитание № 9/2011. – с. 12-15. 7 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: учебное пособие для самообразования. – М.: 2002. – 117 с. 8. Горлачёв В.П. Экологическая культура как фундаментальная перспектива модернизации образования. // Экологическое образование № 4//2005. – с. 4-7. 10. Денисова А.Н. Экологическое образование и экология. Словарь-справочник. – УланУдэ: 2003. – 196 с. 9. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении.–Курган, ИРОСТ, 2010.-138с. 11. . Елагина Л.В. Стратегия устойчивого развития образовательного социума. // ж. Методист №9/2007. – с. 34-38. 12 Ильенко Л.П. Программа развития общеобразовательного учреждения. Пособия для руководителей общеобразовательных учреждения и органов управления образованием. – М.: 2012. – 128 с. 13. Инновационная модель перехода общеобразовательного учреждения (УстьИлимская средняя общеобразовательная школа № 15) в некоммерческую муниципальную организацию. – Усть-Илимск: УИ СОШ, 2006. – 57 с. 14. Касимов Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. // Сб. Образование для устойчивого развития. – Смоленск: Манжента, 2003. 78 с. 15. Коган Е.Я. Парадигма актуального образования. // ж. Перемены №5/2007. – с. 120147. 16. Липсиц И.Г. Бизнес – планирование деятельности фирмы. – М.: ГУ «Высшая школа экономики», 2010. – с. 301-339. 32